Мягкий вариант карантина, который сейчас действует в России, не может сдержать распространение коронавируса, считают авторы открытого письма. И поясняют: предоставление целой недели выходных без ограничения передвижения и социального общения поведет страну по печальному итальянскому сценарию. Две недели «мягкого карантина», который люди восприняли как каникулы и повод для отдыха и путешествий, сделали Италию лидером по числу зараженных и погибших. В России нельзя допускать эту ошибку, а жесткий карантин должен продлиться достаточно долго, иначе российская система здравоохранения не выдержит.
«Нерабочая неделя — это неудачный компромисс между правильной реакцией на эпидемию и сохранением спокойствия», — пояснил «МК» профессор Чикагского университета и НИУ ВШЭ Константин Сонин. Именно он опубликовал открытое письмо экономистов на своей странице в соцсетях.
Впрочем, у этого неудачного компромисса может быть еще одно нелицеприятное объяснение. В своем обращении к народу президент сначала объявил нерабочую неделю, а затем предложил новый налог — с доходов по вкладам. Выглядит так, что внеплановые выходные нужны еще и для того, чтобы скрасить очередной побор.
Новый налог, по заверениям властей, нужен, чтобы помочь бюджету в такой непростой ситуации. Бюджету, который сверстан с профицитом и имеет финансовую подушку в 8 трлн рублей в Фонде национального благосостояния. «Мне и многим другим экономистам кажется, что тот самый «черный день», ради которого копились резервы, уже настал. Если не сейчас, в момент резкого спада экономики и падения уровня жизни граждан, тратить эти деньги, то когда?» — заметил Константин Сонин.
В своем письме экономисты призвали масштабно поддержать бизнес и население «безусловными трансферами» — прямыми выплатами пенсионерам, малоимущим, оставшимся без работы. Пока заявленные правительством суммы (300 млрд рублей) представляются недостаточными. Авторы письма указывают на примеры других стран, которые показывают, что на этой стадии развития эпидемии нужны более масштабные государственные траты — 5–10 трлн рублей. Даже более бедные страны, чем Россия, запланировали меры по поддержке экономики объемом 5–10% ВВП, говорится в письме. Например, Аргентина, которая третий год балансирует на грани дефолта. В этой стране, как и в Великобритании, Франции, Италии, Испании, введен жесткий карантин. Конечно, строгая самоизоляция граждан остановит экономику, еще сильнее ударит по бизнесу. «Но ценой катастрофического провала экономики во II квартале эпидемию удастся остановить. Уже осенью начнется восстановление, и потери по итогам года будут умеренными», — назвал оптимистичный вариант развития событий Константин Сонин.
А вот какое разъяснение дал «МК» ректор РЭШ Рубен Ениколопов: «Кажется, что правительство не осознает всего масштаба проблемы. Относительно низкие цифры о количестве зараженных коронавирусом не должны вводить в заблуждение. Мы не должны повторять ошибок Италии и Испании. Для того чтобы сдержать распространение вируса, придется вводить ограничения, которые приведут к тому, что ВВП снизится на триллионы рублей. Это не абстрактные цифры, а вполне конкретная недополученная зарплата и обанкротившиеся предприятия, особенно среди малого бизнеса. По сути, одни граждане страны будут нести экономические издержки по спасению других граждан. Социальная обязанность государства — компенсировать им эти издержки. Надо понимать, что это самый серьезный мировой экономический кризис за последние много десятков лет, так что и реакция со стороны правительства должна быть экстраординарной и соразмерной удару».
Читайте также: Экономисты призвали принять в России срочные меры из-за коронавируса