По нашим данным, первое и второе чтение законопроектов пройдут в Думе 31 марта и 1 апреля. Всего речь о восьми законодательных инициативах, все они уже внесены в Госдуму,.
Меры предлагаются очень разные: тут и ужесточение наказания за нарушение карантина по COVID-19, и разрешение на продажу лекарственных средств в интернете, и выплаты на детей...
Цель у всех экстренных мер одна – предотвратить чрезвычайную ситуацию, которая надвигается на экономику и безопасность людей в связи с ростом числа заболевших коронавирусной инфекцией. Но если в отношении ужесточения ответственности за нарушение карантинных мер почти ни у кого сомнения нет, эксперты согласны, что это необходимо для предотвращения ЧС, то предложенные экономические меры кажутся части экспертов недостаточными.
«Конечно хорошо, что будет принят целый пакет законов, предусматривающих поддержку людей и бизнеса, - говорит экономист Андрей Нечаев. - Например, будут продлены льготы по ЖКХ. Но на мой взгляд, людям не льготы, а живые деньги сейчас нужны! Я уже давно говорю, что важнее отменить полностью НДФЛ для малоимущих. И с опережением проиндексировать пенсии пенсионерам. Они бы понесли деньги на рынок и поддержали тем самым бизнес», - говорит эксперт.
Он также раскритиковал размер материальной поддержки, которую правительство собирается оказывать гражданам и бизнесу.
«Вот сейчас все обсуждают отсрочку по кредитам, но что толку для малоимущих в этой отсрочке - у них нет ипотеки, их это не касается. Американцы пошли другим путем – они сейчас решили выдавать по 3000 долларов на семью, и такую поддержку там получают миллионы семей.
Или давайте сравним, сколько там собираются выделить на антикризисные меры и сколько у нас? Как раз сейчас Конгресс США принимает антикризисную программу на 2,2 трлн. долларов, а у нас было объявлено о 300 млрд руб.- по нынешнему курсу это примерно 4 млрд долларов. Даже если эту сумму президент потом увеличит, все равно получаются совершенно несопоставимые вещи», -- рассуждает Андрей Нечаев.
«Правительство, с одной стороны обещает бизнесу поддержку, а с другой – накладывает на него непомерное бремя. Я имею в виду - обязанность платить зарплату во время вынужденной нерабочей недели, которая неминуемо приведет к снижению валового продукта.
Еще одна крайне спорная мера - о введении налога на доходы с депозитов и ценных бумаги свыше 1 миллиона рублей. Мы бьем по среднему классу, который по-хорошему, наоборот, надо поддерживать и защищать. В общем, у меня много вопросов к авторам этих антикризисных мер».
«Меры, предпринимаемые для поддержки бизнеса, очень правильные, - говорит член-корреспондент РАН, доктор экономических наук Руслан Гринберг. - Но недостаточные. Не хотим мы раскупоривать пресловутую кубышку. В других странах никаких кубышек нет, но они на поддержку малому и среднему бизнесу выделяют от 7 до 12 % ВВП, а мы только 0,3 -0,4%. И это, конечно, ненормально, потому что именно малый и средний бизнес пострадает сейчас больше всех. Мне кажется, самое разумное – выделить дотации этим предприятиям на зарплату. Именно так поступают сейчас в Европе».
Экономист сказал, что бизнесу нужны живые деньги, а не налоговые послабления: «Мы не так богаты, как США, поэтому не сможем, давать как там по полторы тысячи долларов на человека, но поддержать людей в такой критической ситуации необходимо. Возможно, даже путем печатания денег».
А пока все меры, о которых говорит правительство, считает экономист, больше похожи на красивый пиар, чем на реальную помощь людям и бизнесу в тяжелой жизненной ситуации.
Читайте также: Нерабочая неделя: необходима, но разрушительна