На данный момент случаи заражения зафиксированы лишь у 0,0005% населения России, а во многих регионах они носят единичный характер, отмечает президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев. В целом, по оценкам организации, на причины, связанные с коронавирусом, приходится менее 1% от всех отказов в погашении долга.
Однако очевидно и то, что ситуация меняется буквально с каждым часом. Сейчас закрываются (или уже закрыты) рестораны, торговые центры, кинотеатры, библиотеки, спортивные комплексы, другие общественные заведения. Все это — сфера услуг, в которой, по статистике, занято более четверти заемщиков. Соответственно, именно они попадают в зону риска в первую очередь.
«Действительно, с недавнего времени должники стали ссылаться и на ситуацию с эпидемией», — признает в комментарии для «МК» руководитель управления кредитных рисков розничного сегмента Райффайзенбанка Алексей Крамарский. По его словам, таких случаев менее 1%. В основном клиенты информируют, что пока находятся в режиме двухнедельной самоизоляции, после чего вернут деньги. Клиентов, у которых есть средства, но нет возможности дойти до отделения, банк ориентирует на оплату по дистанционным каналам. Те же, кто столкнулся с временным снижением дохода, могут подать заявление на реструктуризацию. А вообще, в разговоре с должником оператор всегда спрашивает о причине неоплаты.
Банк России рекомендует банкам предоставлять ипотечные каникулы заемщикам с официально подтвержденным заболеванием, вызванным коронавирусом. Об этом ЦБ сообщает на своем сайте. Регулятор предлагает кредиторам общаться с такими клиентами по телефону, а последним — предоставить все удостоверяющие болезнь документы после выздоровления. Наличие COVID-19 может стать основанием для реструктуризации потребкредита, а также отмены начисления неустойки за неисполнение обязательств по договору.
Опрошенные «МК» эксперты оценивают ситуацию как крайне тревожную. По словам финансового аналитика FxPro Александра Купцикевича, рост доли проблемных кредитов оборачивается для банков убытками и необходимостью формировать дополнительные резервы на покрытие ущерба. Что касается граждан, то им грозит ужесточение норм и критериев выдачи банками потребительских займов. Причем это «закручивание гаек» произойдет в самый неподходящий момент, когда людям срочно понадобятся деньги, чтобы пережить карантин. Кроме того, просрочки ведут к повышению процентных ставок.
«Из-за провала в покупательской способности россиян банки может накрыть волной неплатежей, — говорит старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. — Нужно что-то решать на федеральном уровне: если человек лишился работы на фоне массового сокращения бизнеса по причине карантинных мер, ему нужно помочь: или предоставить финансовые каникулы, или реструктуризировать задолженность оптимальным — для человека, а не для банка — способом».
Замедляется вся экономика, радикально меняются законодательство и правила игры — вот самое токсичное из всего, что происходит, отмечает инвестиционный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. На его взгляд, пандемия наносит по банковской системе двойной удар. С одной стороны, банки могут столкнуться с оттоком депозитов, поскольку физлицам, малому и среднему бизнесу нужно будет закрывать свои кассовые разрывы. С другой стороны, банки не смогут нормально привлекать финансирование на межбанковском и на облигационном рынке. Одновременно у них ухудшается качество активов, а это такой вызов, справиться с которым способен не каждый.