«Вообще государство и оператор (частная организация Центр развития перспективных технологий, работающая по заказу государства) очень озабочены тем, чтобы никаких эксцессов в связи с маркировкой не происходило. Поэтому огромное количество усилий потрачено на то, чтобы малый бизнес мог просто через сайт зайти и выполнить всё, что требует законодательство по маркировке. Некоторые процессы настолько отлажены, что если у компании тысяча-две пар обуви, то она может с нуля зарегистрироваться и всё обклеить по так называемой упрощенной схеме буквально за сутки», – рассказал гендиректор «Клеверенс» Сергей Баженов.
Создатели системы «Честный знак» утверждают, что система работает даже там, где нет Интернета. Для труднодоступных районов сделали специальный режим передачи данных, когда файл с продажами можно загружать в систему раз в месяц по аналогии с онлайн-кассами. Создан бесплатный электронный документооборот, чтобы дать возможность малому бизнесу автоматизироваться, покупать товар у юрлиц, не тратя ресурсы.
Наконец, государство обещает бизнесу доступ к ценной big data: как быстро товар доходит до покупателя, где задерживается на складе, где продается лучше. Постановление правительства о доступе к данным вышло только в начале 2020 года, поэтому пока предприниматели, особенно небольшие, только учатся использовать эти данные.
Нетипичным является то, что систему создает не государство, а его «частный партнер». Это позволяет создавать систему на частные деньги, не используя бюджетные средства. По государственно-частному партнерству акционеры ЦРПТ – Ростех, Элвис-Плюс Александра Галицкого и ЮСМ Алишера Усманова – вложат 200 млрд рублей.
Посмотрим, насколько декларации об удобстве бизнеса совпадают с реальностью в тех отраслях, где маркировка уже работает.
Лекарства
Наверное, один из самых сложных проектов – это маркировка лекарств. В этой отрасли есть не только коммерческие участники – производители, дистрибьюторы и аптеки, – но и государственные больницы, частные клиники, госзакупки и бесплатная выдача лекарств льготникам, косметологи, стоматологи и даже ветеринары. Для всех них нужно создать процессы и обучить им. Как больницы будут списывать маркированные лекарства без кассы, откуда в бюджете деньги на дополнительное оборудование и программы, как списывать по одному блистеру из большой пачки?
На это ЦРПТ отвечает, что «для нужд больниц и клиник было налажено производство регистраторов выбытия, устройств, которые оператор выдает бесплатно, и разработана процедура частичного списания доз препарата из большой упаковки». Таким образом, 250 тысяч больниц оснащены оборудованием.
Для покупателей в мобильное приложение «Честный знак» добавили информацию о цене лекарств из списка ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарств) и сроке годности препарата. Чтобы обеспечить доступность лекарств, препараты дешевле 20 руб. оператор маркирует за свой счет. Это привело к снижению цен на эти лекарства.
По просьбе отрасли уменьшена плотность кода маркировки, в два раза сокращен криптографический ключ (с 88 до 44 символов), который гарантирует, что код нельзя будет подделать. Фармстандарт от имени отрасли выступил с такой инициативой, и Минпромторг идею поддержал, что упростило печать кода.
Чтобы не маркировать запасы лекарств в больницах и аптеках, их разрешили продавать без маркировки до окончания срока годности.
Гендиректор дистрибьютора «ИРВИН 2» Михаил Степанов: «Мы работаем в сегменте госзакупок, участвовали в пилотном проекте, заседаниях рабочей группы. Внедрение маркировки поддерживаем, это повысит прозрачность движения лекарств, что особенно важно для дорогостоящих препаратов, закупаемых по госпрограммам. Маркировка – это преграда для фальсификата. С маркированными товарами работаем с 2019 года, когда маркировка стала обязательной для препаратов категории высокозатратных нозологий. Все процессы проходят нормально, хотя и требуют пока контроля со стороны сотрудников. Относимся к этому с пониманием, любое нововведение требует обкатки. Получаем от ЦРПТ необходимую поддержу. Дистрибьюторам важно, что оператор предусмотрел два варианта отгрузки-приемки – по прямому акцепту и обратному».
Табак
Сигареты маркируются с июля 2019 года. Возможно, кто-то знает, что производители табака информируют государство о максимальных розничных ценах (МРЦ). Их можно проверить на сайте ФНС. Только что с этим делать, распечатывать и сравнивать с ценой на кассе вряд ли кто будет. Поэтому табачники просили разработчиков включить цену в информацию, которую покупатель видит в приложении при сканировании кода. Это упростило жизнь и рознице, теперь продавцу не нужно на кассе цену перепроверять и вводить вручную. Оптовики получили на адаптацию дополнительный год, и розница – до запрета продаж немаркированного табака. Это было одним из требований отрасли к регулятору.
«В совместной работе с бизнесом ЦРПТ показал гибкость при внедрении маркировки табака. В результате в системе были учтены особенности производственного процесса, готовность цепочки поставок к внедрению и структура кода. Ожидается, что заявленная прозрачность жизненного цикла продукта для производителей обеспечит снижение затрат у участников рынка и улучшит предложение для конечного потребителя», – прокомментировал Марат Аблязов, руководитель проекта маркировки «БАТ Россия».
Обувь
Обувь, одежда, изделия легпрома тоже имеют свою специфику. Они не продаются быстро, как сигареты, и долго хранятся. Еще покупатели могут вернуть товар, но уже без маркировки. Что делать в такой ситуации – один из самых частых вопросов. Для этого в «Честном знаке» «ввели несколько новых процессов: описание остатков по упрощенной схеме; процедура возврата товара и повторной маркировки товара, если код не сохранился». Перемаркировку можно будет делать прямо в магазине.
Отвечая на вопрос, выполняет ли маркировка положительные функции, кроме борьбы с контрафактом, управляющий партнер Zenden Александр Сарычев, заявил: «Безусловно. Учет становится максимально точным и прозрачным. Появляется общее для всего рынка описание товаров. У потребителей появляется возможность получать полную и точную информацию о товарах. Маркировка обеспечивает на рынке единые правила, что дает единые конкурентные условия для всех участников рынка, от чего выигрывает и государство, и покупатели, и мы, конечно».
Парфюмерия
Для духов и туалетной воды проблема контрафакта стоит остро, поэтому маркировка была востребована и продавцами, и покупателями. Неожиданно бизнес озвучил такую проблему, как учет бесплатных пробников, от которых они не могут отказаться, это очень важно покупателям. После запрета на производство немаркированной продукции торговым организациям предоставили год переходного периода, за который они должны распродать немаркированные остатки. А тестеры и пробники в системе выделили в особую категорию не для продажи и освободили от маркировки, так что теперь пробникам ничего не угрожает.
Шины
Маркировка шин только внедряется, но компании и ЦРПТ уже отчитались перед министерствами, что реализовали целый пакет решений. Например, не стали маркировать велосипедные и авиационные шины, продлили до 90 дней срок хранения кода и сделали специальный макет этикетки с человекочитаемой информацией о параметрах шины; а также разрешили перемаркировку при утрате этикетки, по аналогии с обувью.
Молочная продукция
Молочная отрасль является разве что не такой же важной для потребителя, как фармацевтическая. Сыр и молоко мы покупаем даже чаще лекарств. На фоне того что нелегальный уровень в отрасли оценивается в 20-30%, эта продукция попала в список одной из первых. Сейчас проходит эксперимент по маркировке молочки, это позволит компаниям вовремя подготовиться к новым правилам. На данный момент разработан целый комплекс мер для поддержки отрасли, в которой и большое количество малых фермеров, и разные типы продукции – от сырков, до сгущенки и детского питания. Фермерам дали отсрочку в год, а оптовикам – два года. Сделали бесплатной маркировку дешевой и малой по размеру продукции. А для компаний создали единый интерфейс, в котором они смогут работать со всеми системами, контролирующими эту отрасль (помимо маркировки, для сырья существует ветеринарная сертификация). Более тысячи компаний на сегодня ведут подготовку к маркировке молока, а всего в системе маркировки более 200 тысяч компаний из разных отраслей.
Остается только надеяться, что в новых отраслях, где появится маркировка, уровень диалога останется таким же и технология не станет неудобством для бизнеса любых размеров, а принесет ему выгоду.