Неделю назад курс IATA, на российском рынке привязанный к курсу ЦБ РФ, был зафиксирован на уровне в 73,5 рублей за евро и 66,5 за доллар. Кроме того, отечественные путешественники за рубеж, которых не испугало масштабное распространение коронавируса, могли купить перелет практически по бросовой цене: из-за падения спроса билеты по многим направлениям существенно подешевели. Однако обвал мировых финансовых рынков и последующее падение «деревянного» изменили ситуацию.
После очередного пересчета Международной ассоциацией курса, который произошел в ночь с 10 на 11 марта, перелеты должны вырасти в цене. Авиабилеты за рубеж с 12 марта подорожают при автоматическом пересчёте стоимости. Исходя из новых курсов, для «долларовых» направлений повышение составит 9%, для европейских – 11,6%.
В то же время, по словам специалистов, текущее повышение не означает, что цена и далее будет расти. «Прежде всего, учитывать нужно то, что свой внутренний курс IAТA пересчитывает еженедельно, исходя из рыночных котировок, — отмечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — К 17 марта, следующей дате пересчёта, валюты могут скорректироваться и вниз».
«Подорожают билеты российских авиаперевозчиков, но не на полную стоимость, — рассказал «МК» основатель проекта TRIP4YOU Николай Омелинский. — Цена билета состоит из тарифа и сбора. На 11,6% вырастет как раз стоимость сбора».
Если говорить именно о тарифной составляющей билета, то у каждого перевозчика своя политика по его формированию. Омелинский считает, что вряд ли кто-то из участников рынка решит повысить тариф следом за подорожанием сбора: на фоне распространения коронавируса по планете, фиксируется падение спроса на авиаперелеты по всем направлениям и перевозчикам это не выгодно. Компании повсеместно запускают различные акции и расширяют программы лояльности, опасаясь лишиться всех клиентов.
Гендиректор «Флай Ту Флай» Александр Ильин считает, что те, кто собирается в командировку за рубеж, вероятнее всего полетит за любую сумму. «Если говорить о простых путешественниках, то они могут отказаться от поездки из-за роста цен и распространяющегося коронавируса», — сказал он.
Между тем, курс – не единственный и даже не главный фактор изменения стоимости билетов сейчас. Цена перелёта очень сильно зависит и от цены топлива, и от спроса, причём на конкретные направления.
Из-за коронавируса многие маршруты стали гораздо менее востребованы. По данным Института экономики транспорта ВШЭ, российские авиаперевозчики потеряли в последние недели до 20% заграничных маршрутов, и такие потери могут дойти до 40% при еще большем развитии ситуации с коронавирусом. Например, в начале марта авиабилеты в Италию подешевели на четверть, в Испанию – на 12%, во Францию – на 8%.
В то же время, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), значимо увеличилась переориентация туристов туда, где фиксируется меньшее проявление вируса — на Кипр, ОАЭ, Турцию, Грецию. Специалисты предупреждают, что билеты на данные направления могут подорожать.
При этом эксперты сходятся во мнении: в 2020 году авиаперевозчики наверняка будут в убытке, и в условиях нестабильной экономической ситуации, а также распространения эпидемии, без помощи государства многие из-из них рискуют попросту вылететь в трубу.