Свое нежелание продлевать сделку в оговоренном виде Россия демонстрировала во время всех последних «слетов» ОПЕК и ОПЕК+. Однако до последнего участники рынка надеялись, что Саудовской Аравии (лидеру картеля) удастся уговорить Москву остаться в соглашении. Саудитам продление сделки было выгодно в первую очередь. Выход России из соглашения означает, что его участники больше не обязаны сокращать объемы добычи «черного золота». Вообще поводом для срочной встречи в Вене и обсуждения параметров дополнительного сокращения стало распространение коронавируса. Из-за него спрос на нефть снизил крупнейший потребитель восточного полушария – Китай, и цена барреля сразу спикировали вниз.
Однако Россия решила пойти своим путем. «Грандиозным политическим провалом» переговоры ОПЕК+ назвали аналитики Bloomberg. Они прогнозируют, что при таком раскладе нефть опустится до старых минимумов – $26 или около того. Впрочем, другие эксперты не так категоричны: преобладает мнение, что нефть удержится в коридоре $40-45 за бочку.
Для российского бюджета такой уровень цен более-менее допустим, ведь то, что поступает в казну сверх $40-42, по бюджетному правилу считается уже сверхприбылью. Но именно за счет этих сверхдоходов власти собираются реализовывать масштабные нацпроекты, которые должны разогнать экономический рост страны.
Казалось бы, когда цены на нефть высокие – всем на Руси хорошо: бюджету, нефтяникам, рублю. Однако именно наши нефтяные компании настаивали на том, чтобы сокращение добычи не увеличивалось, хотя были не против сохранения сделки в действующих до 1 апреля параметрах. В случае принятия Россией новой позиции ОПЕК+ сократить добычу пришлось бы на 370 тыс баррелей в сутки. Такие обязательства тяготили бы нефтяников: повышение цен не гарантировано, а снижение добычи заставляет продавать меньше, что может привести к убыткам. Как сообщали источники Reuters, представители России на встречах ОПЕК высказывали сомнение в том, что продление сделки оживит спрос.
Как заявил министр энергетики Александр Новак, не исключено, что российские нефтяные компании начнут наращивать добычу. «Это будет зависеть от планов компаний», - сказал министр.
Понятно, что попытка заставить Россию еще больше сокращать добычу нефти изначально была обречена на провал – нашей стране это невыгодно: обрушатся темпы роста добывающей промышленности, что негативно скажется на росте ВВП.
Выход из сделки объясняется тем, что Россия решила занять выжидательную позицию и посмотреть, что будет с мировой экономикой дальше, предположил эксперт Института современного развития Никита Масленников. «Оснований для снижения цен на нефть и так достаточно: распространение коронавируса, усиливающиеся риски глобальной рецессии. Остается много неопределенности. Поэтому Россия взяла паузу, но подписала хартию о продолжении взаимодействия со странами ОПЕК и ОПЕК+: консультации, отслеживание ситуации на рынке и экстренные совещания будут продолжаться», - объясняет наш собеседник.
Между тем, Масленников назвал и неожиданную версию того, почему Россия пошла на риск обвала нефтяных цен: «Есть мнение, что это наш жест доброй воли в сторону Китая, потому что КНР всегда покупает нефть на минимуме цены. Но эта версия из раздела конспирологии. Едва ли Россия будет в ущерб себе помогать китайцам. Как показывает опыт, на наши жесты доброй воли Китай реагирует крайне сдержанно».
Вместе с тем, к рыночным мотивам Москвы прибавились и геополитические. «Россия заняла жесткую позицию, чтобы минимизировать взятые на себя обязательства, - считает аналитик «Фридом Финанс» Елена Беляева, - Объявленное сокращение объемов добычи отыгралось бы рынком быстро, а обязательства по сокращению добычи остались бы и оказывали влияние на размеры прибыли российских компаний. Позиция РФ понятна: ограничение объемов добычи было искусственным и нарушало рыночный принцип экономики. Оно создавало условия для продвижения на рынке государств, не участвующих в альянсе ОПЕК+, прежде всего США. Не имея никаких договоренностей с другими странами, Соединенные Штаты используют все возможности, чтобы занять новые рынки сбыта. Для этого они давили на Иран и уже практически выдавили его с рынка, и мечтают подвинуть Россию».
Догадки догадками, но то, что падающая нефть потянет за собой рубль – факт. «Экономический эффект от того, что нефтедобывающие страны не смогли договориться, может быть отложенным. Падение цен на нефть будут подогревать волны паники на фоне дальнейшего распространения коронавируса. Вслед за нефтью рубль также продолжит падение и может пробить отметку в 70 рублей за доллар», - спрогнозировал ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
Читайте материал: "Отказу России сокращать добычу нефти нашлись две причины".