Последнее заседание представителей добывающих стран в рамках организации ОПЕК+ оказалось на грани скандала. Большинство нефтяных министров картеля одобрили дополнительное ограничение добычи нефти странами альянса во II квартале 2020 года, чтобы нивелировать падение спроса на энергоресурсы из-за коронавируса. Доля сокращения стран, непосредственно входящих в ОПЕК, как на том настаивал главный представитель картеля, должна была составить 1 млн баррелей в сутки, а на государства из «не-ОПЕК», в первую очередь, Россию, приходилось бы до 500 тыс баррелей в сутки. Москве, которая уже несколько месяцев угрожает выходом из состава ОПЕК+, подобный ультиматум пришелся не по душе. Россия не согласилась идти на компромисс (позицию нашей страны поддержал Казахстан, который не входит в состав ОПЕК+). Более того, министр энергетики РФ Александр Новак «планового» покинул совещание нефтяных министров, пообещав, что вернется на встречу с коллегами по ОПЕК+ 6 марта, и только тогда будет принята окончательная редакция нового постановления альянса.
Нефтяные котировки пока находятся в относительной стабильности — рухнув с 20 февраля более чем на 15%, они пока укрепились на уровне примерно в $50 за баррель. Впрочем, подобное положение рискует поменяться в любой момент.
«При низких ценах на нефть Россия жила большую часть своей истории, так что в будущем выжить, конечно, сможет, — уверена замглавы ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. — Уровень в $50 за баррель для нас вполне приемлем и даже комфортен — профицит доходов казны подсчитан из расчетов в $42-43 за «бочку». Вопрос в том, сможет ли государство реализовать свои амбициозные задачи по нацпроектам, если цены на нефть достаточно длительное время, то есть не менее года, задержатся на таком уровне».
Стоит заметить, что глава министерства Антон Силуанов заявил, что денег в бюджете даже при цене нефти $30 за баррель хватит на четыре года. Его ведомство собирается в ближайшие месяцы пересмотреть параметры бюджета на 2020 год с учетом последствий от распространения коронавируса. «Бюджет наш защищен, резервы созданы», — пообещал Силуанов.
По словам главы аналитического департамента AMarkets Артема Деева, скорее всего, Россия или не пойдет на условия ОПЕК+ по сокращению добычи, или согласится на минимальные объемы. «Пытаться сохранить приемлемый уровень нефтяных цен путем снижения добычи — полная гарантия потери доли рынка в пользу США, которые могут воспользоваться тем, что ОПЕК+ снизила добычу, и нарастить собственные мощности. Дальнейшее снижение уровня добычи нефти грозит сокращением инвестиций в разведку новых месторождений. Россия не может себе этого позволить, так как нашей стране к 2025 году необходимо потратить колоссальные средства на разработку новых добывающих провинций», — отмечает эксперт.
Иначе в ближайшем будущем наша страна может столкнуться с исчерпанием легкодоступных ресурсов, что приведет к резкой для РФ потери нефтяных доходов. «Кроме того, пытаться сейчас удержать нефтяные цены — бесполезное занятие. Котировки после положительного решения альянса о сокращении добычи могут пойти вверх. Но затем опять будут снижаться: ситуация с эпидемией коронавируса в мире наверняка приведет к еще большему сокращению спроса. Снижать добычу до бесконечности нельзя, еще больше нужно держать рынок (иначе его займут другие). Так что, вероятнее всего, РФ будет настаивать на продлении условий, достигнутых в декабре прошлого года, либо даст согласие на незначительное сокращение добычи», — считает Деев.
«Сокращение на 1,5 млн. баррелей в сутки, даже временное — решение весьма радикальное, учитывая, что общая добыча нефти у стран ОПЕК+ составляет менее 45 млн. баррелей. То есть, это предполагает сокращение добычи более чем на 3%. Для России столь резкое сокращение добычи означает, что добывающая промышленность окажется под сильным давлением, — отмечает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. — В этой связи, Москва может потребовать менее радикального сокращения, или вовсе отказаться от дополнительных обязательств. Я думаю, в итоге придут к компромиссному варианту. Наиболее вероятным я вижу сценарий сокращения добычи на 1 млн. баррелей в сутки, при этом доля России в этом сокращении составит менее 200 тыс. баррелей в сутки. Это было бы, на мой взгляд, наиболее приемлемым вариантом для всех участников соглашения».