По подсчетам АТОР, с января по май 2019 года в Россию ежемесячно приезжало примерно по 40 тыс. туристов из КНР. Средняя стоимость тура для них составляла $500. На 2020 год предполагалось увеличение потока на 10%. Выходит, что от закрытия границы недополученные доходы составят порядка 1,4 млрд руб. в месяц. Так как отменено не только февральское, но и мартовское бронирование, потери могут достичь 2,8 млрд руб.
Ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский считает, что АТОР весьма скромно оценивает убытки отрасли. «Один приезжий китаец в среднем тратит около $620 в России на сувениры, еду и прочие потребности. В среднем ежемесячно нашу страну посещают около 125 тыс. китайцев (1,5 млн чел. за 12 месяцев), которые тратят в сумме порядка $77,5 млн. Стоимость билетов и проживания будет еще выше, чем сумма на карманные расходы, соответственно, и общие потери от отсутствия китайцев будут больше, чем прогнозирует АТОР», — говорит эксперт. Из его подсчетов следует, что каждый месяц туристы из Поднебесной оставляли в России около 4,9 млрд рублей, это не считая стоимости путевок или же проживания с перелетом.
Однако недополученная прибыль — это только одно из негативных последствий. Российские путешественники массово отказываются от туров, выкупленных со скидками по ценам раннего бронирования на майские праздники, на весенний период и на начало лета. Каждому из тех, кто планировал поездку в Китай, на Гоа, в Таиланд, где были зафиксированы случаи заражения вирусом, необходима компенсация.
От стремительного распространения коронавируса страдает вся отрасль. По словам президента Союза турагентств Сергея Голова, в данной ситуации участникам рынка, страдающим не по своей вине, необходима финансовая помощь государства. «Общественные организации должны консолидировать усилия и обратиться к правительству на предмет рассмотрения выплаты компенсаций туроператорам понесенных затрат. Вероятнее всего, они не смогут вернуть деньги за заключенные и оплаченные контракты на авиаперевозки, в особенности если брать регулярные рейсы. Между тем они производят возврат денежных средств туристам, отказавшимся от путешествия, или предлагают им альтернативные маршруты с заменой дат», — рассказывает Голов.
Между тем закрытие границы для китайцев высвободит часть «туристических мощностей» России — гостиничных мест, транспорта, общепита, экскурсионного обслуживания. По мнению главного аналитика TeleTrade Марка Гойхмана, отечественные туроператоры попробуют реализовать услуги гостям с Ближнего Востока, из Европы, иных стран Азии. «Возможно, у участников рынка получится таким образом компенсировать около половины турпотока из Китая. Однако из-за срочности цены придется снизить», — отмечает он.
Потери российского турбизнеса будут не только в денежном выражении, но и в виде потери рабочих мест и банкротств туроператоров и монокомпаний, работавших только с китайскими путешественниками. «Если в европейской части России многомиллиардный ущерб еще можно компенсировать за счет акционных предложений для других гостей, то туррынку Дальнего Востока и Алтая будет крайне сложно удержаться на плаву, поскольку 90% туристов из-за рубежа в этих регионах — выходцы из КНР», — подчеркивает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.
«Когда объявлено о закрытии границы, под угрозу попадает не только одно туристическое направление, а вся отрасль. Участникам рынка отрасли необходима помощь государства», — объясняет Сергей Голов.