Большинство российских нефтяных компаний не согласны с рекомендацией мониторингово комитета ОПЕК+ о дополнительном сокращении производства «черного золота» на 600 тыс баррелей в сутки. Это предложение было сделано на экстренном совещании международного альянса 6 февраля, но по итогам встречи министра энергетики РФ Александра Новака с руководителями отечественных добывающих компаний, прошедшей неделей позже, наша страна обозначила собственную позицию: условия о сокращении производства сырья необходимо сохранить в рамках текущего соглашения (до 1,7 млн баррелей в сутки). И продлить их стоит не до конца 2020 года, как рекомендует мониторинговый комитет ОПЕК+, а только до конца II квартала, как и было отражено в последнем меморандуме альянса.
На дополнительном снижении добычи, в первую очередь, настаивала Саудовская Аравия, которая по объему производства «черного золота» вместе с Россией является основным участником независимой коалиции. Причиной подобной рекомендации стало падение нефтяных котировок с начала года более чем на 20% — с $70 до $53 за «бочку». Виной тому стала вспышка коронавируса, которая привела в сокращению спроса на энергоресурсы более чем на четверть в Китае, считающимся одним из главных потребителей углеводородов в мире.
Другими словами, партнеры по ОПЕК+, усилия которых ранее поддерживали нефтяные котировки в коридоре выше $60 за баррель, близки к тому, чтобы разорвать альянс. Раскол ОПЕК+ способен привести к еще большему падению цен на «черное золото». По мнению старшего директора группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрия Маринченко, настрой российских нефтяников на продление соглашения в рамках ОПЕК+ на текущих условиях, по сути, толкает к бездействию участников альянса и может привести к дальнейшему падению цен на сырье. «Если ситуация с коронавирусом не стабилизируется, к моменту следующей встречи (министерского комитета ОПЕК+ — «МК»), такая позиция может привести к дальнейшему падению цен. Сделку нужно будет продлевать до конца года как минимум», — считает аналитик.
Прийти к компромиссу, подходящему всем странам нефтяного альянса, будет достаточно сложно. «Снизить добычу совместными усилиями не получится из-за борьбы за долю рынка между странами ОПЕК+ и американцами. Решение о новом сокращении квот может быть одобрено лишь на внеочередном заседании министров стран ОПЕК+, которое намечено на 6 марта. Положительное решение по этому вопросу не гарантировано из-за жесткой позиции России», — полагает аналитик ИК «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.
«Сокращать добычу, по идее, должны все страны. Однако ясно, что основная доля придется на крупнейших участниц сделки ОПЕК+ — Саудовскую Аравию и Россию. Ряд стран, входящих в альянс, рассчитывают, что за них добычу сокращать будут другие крупнейшие производители. Это противоречит духу коллективного соглашения равноправных участников коалиции. Вместе с тем, при дополнительном сокращении добычи, стоимость нефти может вернуться на уровень в $60-63 за баррель (сейчас — около $57). Правда, для этого необходимо убрать с рынка не менее 3 млн баррелей в сутки», — полагает замглавы ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
Другими словами, ситуация на нефтяном рынке все больше принимает угрожающий характер. «В свете спекулятивной конъюнктуры, цены на нефть могут опуститься к $50. Фундаментальных причин для обвала котировок ниже $40 еще не видно, — полагает аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов. — Если допустить такую ситуацию, то действия ОПЕК+ окажутся более радикальными».
Что будет делать Россия в таком случае, пока не понятно. Федеральный бюджет нашей страны рассчитан из нефтяных котировок в $42-43 за баррель. Провал ниже этой отметки грозит привести к дефициту казны, ограничению инвестиций в национальные проекты и, возможно, к росту социальной напряженности в общества.
Читайте также: Новая проблема «Северного потока-2»: Польша решила засудить «Газпром»