Вечером 9 февраля судно-трубоукладчик «Академик Черский» вышло из российского порта Находки и направилось в Сингапур. Дальнейший путь корабля нацелен на Балтийское море, где он подключится к завершению строительства газопровода СП - 2. Работы по укладке последнего отрезка трубы в 150 км (8% от общей протяженности трубы) были приостановлены в конце 2019 года. Швейцарский подрядчик Allseas, занимавшийся этой работой, испугался новых санкций, наложенных Вашингтоном. Компания вывела свои суда из Балтийского моря, что поставило под вопрос срок ввода трубопровода в эксплуатацию, который был намечен еще на декабрь прошлого года.
Из-за американских ограничений, которые могут отрезать европейских инвесторов «Северного потока - 2» от внешних заемных средств, «Газпрому» пришлось срочно разыскивать корабли, способные завершить строительство морского участка газопровода. Таких нашлось только два — баржа «Фортуна» и «Академик Черский». Правда, практически сразу выяснилось, что первое не отвечает технологическим требованием для возведения морских трубопроводов, а второе судно находится в Находке, то есть на другом конце страны, что затрудняет его оперативное прибытие на место строительства.
Судя по всему, зафрахтовать альтернативные суда у «Газпрома» не получилось, и на рейд в Балтийское море вышел «Академик». По словам главы Минэнерго Александра Новака, ему по силам достроить газопровод и уже сейчас трубоукладчик направляется в Сингапур, куда прибудет 22 февраля.
Избрание пути через Юго-Восточную Азию, который может показаться не самым коротким, эксперты объясняют спецификой устройства морского передвижения. «В море кратчайшие расстояние между двумя точками, как в геометрии, не всегда измерятся прямой линией, — отмечает эксперт транспортной компании Caravelle Exclusive Андрей Магилланов. — Дислоцировать такое судно, как трубоукладчик «Академик Черский», из Находки в Балтийское море в зимний период через Сингапур, а не через Северный Ледовитый океан, удобнее и быстрее. Северная навигация опаснее и трудозатратнее, нежели проход мимо южных островов. Впрочем, в любом случае, такой путь займет несколько месяцев и приведет к дополнительным расходам, которые могут составить до миллиарда долларов», — предупреждает эксперт.
По оценке главы Ассоциации европейского бизнеса в России Франка Шауффа, строительство СП-2 завершится в 2021 году. Отсрочка позволит геополитическим противникам России разработать новые санкции, способные повлиять на создание и дальнейшую эксплуатацию газопровода.
«Конгресс США может принять новый пакет санкций в отношении не только европейских, но и российских компаний, занятых в строительстве СП-2, а также в отношении потребителей газа, для которых и строится трубопровод. В таком случае газопровод, на который по проектным данным будет затрачено около 9 млрд евро, окупить будет крайне сложно. России стоит надеяться, что очередная торговая война не нужна ЕС и нашей стране будет оказана поддержка со стороны Европы», — предполагает глава аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
«Вина в задержке завершения строительства СП-2 полностью лежит на «Газпроме». Зачем компания нанимала зарубежных подрядчиков для укладки труб, когда соответствующие компетенции можно было изначально оперативно развить в своей стране? — задается вопросом глава отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян. — Насколько быстро и успешно достроят газопровод, теперь зависит исключительно от самой газовой монополии».
Читайте также: Новак пообещал завершение "Северного потока-2" вопреки желанию США