На фоне низких темпов инфляции и укрепляющегося рубля Банк России последовательно снижал ключевую ставку весь прошлый год: с 7,75% годовых до нынешних 6,25%. Со дня последнего, декабрьского заседания ЦБ много чего произошло и в мире, и в стране. В январе мы получили новое правительство, президент анонсировал новые социальные выплаты, а в Китае разбушевался коронавирус, мгновенно спровоцировавший снижение спроса и цен на нефть — ключевой для России источник экспортных доходов.
При всех обстоятельствах наиболее вероятным итогом заседания совета директоров ЦБ станет снижение ставки на 0,25 п.п., считает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. По его словам, ожидаемое решение связано с двумя факторами. Первый и главный — низкая инфляция: ближе к лету рассчитываемый Росстатом рост потребительских цен может замедлиться до 2%. Второй — поскольку правительство намерено реанимировать экономический рост, остающийся ахиллесовой пятой нашей хозяйственной деятельности, регулятор, вероятно, захочет ему в этом помочь.
«Однако резкое, более чем на 15%, падение цен на нефть марки Brent — в результате вспышки коронавируса — создало новые угрозы для рубля, что может насторожить ЦБ, которому девальвация национальной валюты не нужна абсолютно», — рассуждает Суверов.
Собеседник «МК» не ждет немедленных серьезных последствий для валютного курса. Но предупреждает: если ЦБ продолжит снижать ставки прежними темпами, процентная доходность внутреннего госдолга уже не будет устраивать его покупателей. Что, в свою очередь, подорвет основную причину укрепления рубля в последние месяцы — спрос иностранцев на облигации федерального займа (ОФЗ). Ко всему прочему, убежден Суверов, декабрь 2019 года наверняка окажется для России худшим декабрем за последние 12 лет по сальдо внешней торговли — из-за низких цен на газ и роста импорта. Поэтому среднесрочные риски для устойчивости рубля возрастают.
«Банк России стремится сделать монетарную политику более предсказуемой, соответственно, снижение ставки до 6% — самый естественный сейчас шаг, — говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. — Устойчиво невысокий уровень инфляции и замедление темпов роста потребительского кредитования в России — вот самые очевидные доводы для ЦБ в пользу курса на дальнейшее смягчение монетарной политики».
Что касается фактора коронавируса, то сейчас его воздействие на рынки не столь мощное, как еще неделю назад. Страхи уходят, рынки восстанавливаются, хотя из-за неугасающей эпидемии на них сохраняется неопределенность. Не менее тревожно, отмечает Купцикевич, что на прошлой неделе рубль продемонстрировал резкое падение. Значит, высокая его волатильность — никакой не пережиток, подобное может повториться в любой момент.
По словам инвестиционного менеджера «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, такого рода факторы, как смена правительства и вспышка коронавируса, никак не влияют на деятельность ЦБ и монетарную политику. В случае с решением по ключевой ставке эффект будет нулевым. Совсем другое дело — курс рубля и инфляция. Ныне с ними все в порядке. Снижаются и инфляционные ожидания граждан. В этой связи Центробанк поступит на своем заседании предсказуемо, уменьшив ставку до 6%. Эффект будет комплексным: во-первых, немедленно начнут падать проценты по банковским депозитам, во-вторых, в срок до трех месяцев снизятся ставки по кредитам и ипотеке. Подорожают облигации, которые при этом будут больше покупать. За счет дешевых кредитов немного ускорятся темпы экономического роста, а это всегда хорошо, резюмирует Нигматуллин.