Вопрос о стратегических мотивах инвестиций в «Роснефть» возник в ходе телеконференции с аналитиками, прошедшей после опубликования финансовых результатов британского холдинга за 2019 год. «Я бы хотел узнать, что это дает ВР, а также, как вы позиционируете эту инвестицию?» — поинтересовался глава аналитического подразделения по нефти и газу Credit Suisse Томас Адолф.
«На протяжении многих лет для меня это является примером превосходного партнерства. Важного и стратегического. У нас есть много опций. Речь не только об участии в акционерном капитале «Роснефти», но и о реализации совместных проектов», — ответил Боб Дадли.
Финансовый директор ВР Брайан Гилвари подтвердил позицию своего коллеги. «Мы ведем деятельность в России на протяжении более 30 лет. Перспективы BP в данном направлении видятся нам крайне позитивными. Стратегическое партнерство с «Роснефтью» представляется одним из наиболее тесных и важных. Россия является для нас стратегическим регионом присутствия», — отметил Гилвари.
Слова руководителей одной из крупнейших добывающих компаний мира подтверждены конкретными цифрами. Как говорится в отчете BP, ее прибыль от участия в «Роснефти» как акционера до вычета налогов и процентов за 2019 год выросла на 4,4% год к году и достигла $2,419 млрд ($2,316 млрд годом ранее).
Суммарно доля «Роснефти» в производстве углеводородов BP в 2019 году превысила 30%. В том числе участие российской компании в общем объеме добычи нефти британского холдинга практически достигло уровня в 42%. Ежедневное производство «Роснефти», приходящееся на долю ВР, составило в прошлом году почти 1,15 млн баррелей нефтяного эквивалента. В результате добыча ВР в 2019 году с учетом «Роснефти» составила около 3,8 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки, что на 2,7% больше, чем за 2018 год.
Стоит отметить, что «Роснефть», со своей стороны, не стоит на месте. Российская компания трансформируется и усовершенствуется. Акцент сделан на модернизации систем безопасности, сокращении коррозий и существенном снижении объемов сжигания попутного нефтяного газа. Другими словами, на всех тех правильных вещах, которые ожидают от современной добывающей компаний. «Поэтому «Роснефть» – это не просто пассивная инвестиция. Мы вместе работаем по множеству направлений», — отмечает в связи с этим Боб Дадли.
«Инвестиции в «Роснефть» сами по себе приносят нам ощутимый дивидендный доход, который составляет около 10% от наших собственных дивидендов. Ничего не указывает на то, что инвестиции в «Роснефть» являются «нестратегическими». За последнее десятилетие я не обнаружил подобных признаков. Такие финансовые вложения будут очень важными для нас и в дальнейшем», — соглашается Брайан Гилвари.
В качестве примера он привел совместный проект «Таас-Юрях». Его даже окрестили «якутским бриллиантом» «Роснефти». Именно в Якутии российской компании удалось пробурить первую в мире многозабойную скважину, протяженность которой составляет 12,7 километра. Ее подземной кладовой служит Среднеботуобинское нефтегазоконденсатное месторождение, считающееся одним из крупнейших в Восточной Сибири. Условия добычи в этом регионе не назовешь простыми: в зимнее время температура опускается ниже минус 50 градусов. Из-за отсутствия круглогодичного проезда на месторождение продукты питания, технику, топливо, оборудование и стройматериалы приходится завозить с Большой земли. Тем не менее специалистам «Роснефти» уже удалось добиться уровня добычи в 1 млн тонн в год. Но на этом нефтяники останавливаться не собираются — планы разработки месторождения предусматривают выход на уровень годовой добычи в 5 млн тонн.
Помимо своих непосредственных производственных показателей, «Роснефть» уделяет самое пристальное внимание экологическим аспектам своей деятельности. За последние пять лет «зеленые» инвестиции компании превысили 240 млрд рублей. К концу 2021 года «Роснефть» намерена снизить показатели сжигания попутного нефтяного газа до 5%. Компания ведет работу по снижению выбросов парниковых газов — в 2019 году нефтеперерабатывающие заводы «Роснефти» сократили их уровень на 11%.
Одна из важнейших экологических инициатив «Роснефти» — комплексный проект по утилизации попутного нефтяного газа. В развитие такой необходимой технологии компания уже инвестировала свыше $2 млрд, что позволит к 2022 году сократить выбросы парниковых газов на 8 млн тонн.
В 2018 году на автозаправочных комплексах «Роснефти» была запущена реализация новых видов топлива с улучшенными экологическими характеристиками: Pulsar 100, «Евро 6», а также новая линейка горючего с технологией ACTIVE. Компания ведет активную работу по развитию рынка газомоторного топлива. В 2019 году «Роснефть» стала участником «Национальной газомоторной ассоциации».
В феврале 2020 года «Роснефть» вошла в число лидеров среди глобальных нефтегазовых компаний, принимающих участие в международном климатическом рейтинге Carbon Disclosure Project. По итогам независимой оценки, «Роснефти» был присвоен рейтинг категории «В». Это самая высокая оценка среди отечественных добывающих компаний. Рейтинг «Роснефти» на два уровня превышает средний рейтинг европейских компаний.
Кроме того, «Роснефть» вошла в международный биржевой индекс FTSE4Good с высокими результатами в области устойчивого развития. По своим показателям российская компания опережает большую часть участников рейтинга международной нефтегазовой отрасли ICB supersector. До 2022 года «Роснефть» намерена занять лидирующие позиции по показателям экологичности бизнеса и войти в первый квартиль международных компаний по удельным выбросам парниковых газов.
Все это еще раз подтверждает, что экологическая ответственность бизнеса — одна из основных ценностей «Роснефти». Компания активно развивает направление по взаимодействию с инвесторами и раскрытию экологических показателей в соответствии с современными критериями социально ответственного бизнеса.
«Россия является одной из крупнейших нефтегазовых провинций в мире. С моей точки зрения, для ВР является крайне важным дальнейшее укрепление взаимоотношений с «Роснефтью», — уверен Брайан Гилвари.