На фоне «китайского дефицита» активизировались местные оптовики и спекулянты-перекупщики. Ситуацией озаботился вице-премьер — полпред Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, поручивший ФАС принять меры, чтобы не допустить необоснованного повышения цен на продукты.
«Базы пустые!», «Огурцов нет, фруктов нет», «Ужас, это не цены, а астрономия!», «Пусть сами едят, спекулянты!», «Ни для кого не секрет, что овощная корзина дальневосточника состоит из китайских продуктов. Западные регионы не ощутят, а вот Дальний Восток прочувствует на своем кошельке!». Пользователи соцсетей изливают душу в эмоциональных комментариях, постят фотографии с рынков и прилавков магазинов. Многие задаются вопросом: а что, собственно, их всех ждет, если поставки из Поднебесной будут приостановлены надолго? Успокойтесь, никакого дефицита нет, уверяют, в свою очередь, региональные власти.
«Мелкие перебои по овощам, пока переориентируются торговые сети, возможны. Ажиотаж будут подогревать, к сожалению. Но у нас в Приморье работают в полную силу два тепличных комбината. Да и нецелесообразно везти огурцы с юга России», — заявил министр сельского хозяйства Приморского края Андрей Бронц.
По его словам, плановые поставки были, склады полностью обеспечены товарной продукцией. Представители бизнеса видят ситуацию иначе, сообщая о росте цен на оптовых складах и утверждая, что по некоторым овощам удалось переориентироваться на Белоруссию.
Китай входит в пятерку крупнейших поставщиков продовольствия в Россию, а по овощам занимает безоговорочное первое место. По данным Руспродсоюза, за 11 месяцев 2019 года в нашу страну было завезено более 453 тысяч тонн китайских овощей (в основном помидоров, огурцов, баклажанов) на $370 млн. Соответственно, товар из Поднебесной присутствует не только на приморском и дальневосточном рынках, но и во многих других регионах РФ. Означает ли это, что их всех может постичь овощной кризис, что с востока пойдет цепная реакция спекулятивных цен?
«Не думаю, что серьезный дефицит возникнет в масштабах всей страны, — говорит генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. — Цены если и поднимутся, то от силы на 3–5%, причем во многом из-за сезонного фактора: в России до конца апреля плодоовощная продукция традиционно дорожает на прилавках. Кроме того, сдерживающим моментом для роста цен служит низкая покупательная способность россиян».
Тюрина не исключает, что придется заключать новые контракты с другими поставщиками, прежде всего с Марокко, Турцией, Ираном, Узбекистаном. Это тоже может отразиться на ценах, но незначительно. Что касается Приморья и Дальнего Востока, там несколько другая ситуация: эти регионы поддерживают прямые контакты с поставщиками в Китае, откуда продукция поступает прямо на прилавки. И теперь, чтобы обеспечить потребности их жителей в овощах, нужно будет настраивать логистику, завозить помидоры и огурцы издалека. Это сложно, поскольку товар из Турции и Марокко приходит в основном в южные порты России. Соответственно, цены в Приморье и на Дальнем Востоке в любом случае вырастут больше, чем, к примеру, в Центральном федеральном округе.
По словам исполнительного директора Руспродсоюза Дмитрия Вострикова, выпадающие объемы китайских овощей могут быть заменены продукцией отечественных сельхозпроизводителей, а также поставками из Турции, Марокко, Израиля.
Между тем в Приморье через границу с 3 февраля снова стали пропускать грузовики из Китая, чтобы «избежать дефицита овощей» на рынке, сообщила пресс-служба краевой администрации. Чиновники учли мнение экспертов, согласно которому запрещать ввоз фруктов и овощей не имеет смысла, поскольку новый коронавирус не стойкий в окружающей среде. Кроме того, региональный минпромторг открыл «горячую линию»: жители могут пожаловаться на завышенные цены на овощи.
А наши дальнобойщики, которые также теперь могут выехать в Китай за товаром, настроены скептически — скажем, они вывозят в Поднебесную пиломатериалы, а вот что вернутся обратно с каким-то китайским товаром, не факт. Это зависит от работы китайцев в регионах-экспортерах в условиях эпидемии и от россиян-посредников, которые по большей части покинули Китай.
Читайте также: Коронавирус не напугал Приморье: маски носят только единицы