Самое любопытное в представленном прогнозе лежит на поверхности. Что темпы роста российского ВВП должны в 2021 году превысить 3% и после этого напрочь отказаться снижаться, известно давно. Таким был прогноз Минэкономразвития и до смены правительства. Новость, заключающаяся в том, что теперь экономика России быстрее обгонит экономику Германии, по сути, означает, что медленнее будет развиваться крупнейшая экономика ЕС. В чем заслуги России и Минэкономразвития нет. Как, строго говоря, нет и никакого ускорения.
Экономика ФРГ действительно притормаживает. В декабре 2019 года Всемирный банк утверждал, что Германия стала эпицентром рецессии обрабатывающих отраслей в Европе. Такова оборотная сторона экспортной ориентации немецкой промышленности — сказывается сокращение спроса в связи как с нестабильностью в самой Европе, так и последствиями торговой войны, затеянной США против Китая. В Credit Suisse спрогнозировали, что Германию ожидает статус «мирового Детройта», а за золотым веком немецкого автопрома последует его упадок. 2019 год для ядра немецкой индустрии, которым, конечно, является автопром, был откровенно провальным. Volkswagen, BMW и Daimler произвели всего 4,66 миллиона новых автомобилей — это антирекорд, меньше было только 25 лет назад, в 1996 году. Но есть и луч света. 9 января министерство экономики и технологий Германии сообщило: объем промышленного производства с учетом сезонных колебаний в ноябре 2019 года вырос на 1,1% по сравнению с октябрем. Это признак того, что, если между США и Китаем будет заключен торговый мир или длительное перемирие, экономика ФРГ раздумает замедляться.
Но нас, понятно, больше интересует, что будет происходить в России и, главное, сбудется ли оптимистичный прогноз резкого ускорения, которое должно случиться в 2021 году. Но здесь новой информации, подтверждающей реальность прогноза, от Минэкономразвития не поступало.
Возникает «детский» вопрос: если российские составляющие прогноза ускоренного обгона экономики Германии не изменились, зачем вообще понадобилось его «обновлять»? Ответа два. Первый — чтобы показать, что экономический курс становится ближе к геополитическому. Ведь если прогноз сбудется, то эффект будет прежде всего пропагандистский. У России появится больше козырей, показывающих, что санкции не достигают цели, а наша экономика укрепляется.
Но шапкозакидательство — не самое эффективное отношение к санкциям. Они никуда не делись, есть риск их еще большего давления, и в целом санкции по-прежнему ухудшают качество жизни не только нас, но и наших детей, потому что тормозят развитие России, которая и без того изрядно отстает от развитых стран. Когда же с высоких трибун начнут говорить о том, что по валовым экономическим показателям Россия близка к тому, чтобы обогнать Германию, стоит вспомнить, что в 2013 году в Послании президента Владимира Путина Федеральному собранию говорилось о том, что Россия уже опередила Германию по уровню ВВП по паритету покупательной способности. Удержаться на этих позициях Россия не смогла, в том числе и из-за санкций, последовавших, как известно, в 2014 году после «крымской весны».
И еще одно немаловажное обстоятельство. По номинальному объему ВВП (в прямом пересчете из рублей в доллары) Россия, по данным МВФ и Всемирного банка, находится на 11-м месте в мире. Здесь задача войти в первую пятерку даже не ставится — в десятку бы прорваться...
Второй ответ на «детский» вопрос есть в самом документе Минэкономразвития. Его значительная часть посвящена ухудшению эпидемиологической обстановки в мире в связи с коронавирусом. Это тот «черный аист», который представляет собой один из крупнейших рисков для мировой, а значит, и для российской экономики. В прогнозе темпы роста мировой экономики закладываются на невысоких по историческим меркам уровнях (2,8–2,9%). Соответственно, снижаются цены на нефть (с $57,7 за баррель в 2020 г. до $53 за баррель в 2024 г.), как и на другие товары российского сырьевого экспорта. Все это затрудняет ускоренную погоню за ВВП ФРГ. Зато дает чиновникам «алиби»: если эти показатели на деле окажутся еще ниже, а погоня за Германией не удастся, во всем окажется виноват коронавирус.