С начала года мировая стоимость нефти упала почти на 20%, впервые за долгое время опустившись ниже отметки в $60. Вину за это международные эксперты возлагают на пришедший из Китая коронавирус. По их оценкам, из-за новой эпидемии в I квартале китайский ВВП потеряет около 1%. Международные компании, у которых в КНР бизнес, начали подсчитывать будущие возможные убытки и решили повременить с инвестициями в свои азиатские предприятия. Цены на углеводородное сырье тут же рухнули и котировки сырья оказались на минимальной годовом уровне.
На этом фоне как из рога изобилия полились прогнозы о будущей стоимости «черного золота», причем они отчаются друг от друг, как темные и светлые краски. По мнению министра энергетики России Александра Новака о цене барреля в $100 «можно забыть». Впрочем, он объясняет свое пессимистичное предсказание не китайской пандемией, а замедлением глобальной экономики. «Главными факторами риска стали торговые войны США с Китаем и Европой», — уверен министр.
С этим мнением солидарен руководитель нефтегазовой компании BP Роберт Дадли. Как он заявил время последнего Всемирного экономического форума в Давосе, времена, когда баррель стоил $100, навсегда прошли. «Причина спада цен – сокращение спроса на нефть в результате глобального энергоперехода. Производители электроэнергии постепенно отказываются от нефти, замещая другими источниками».
Впрочем, существуют и прямо противоположные мнения. Например, в свежем прогнозе Управления энергетической информации Министерства энергетики США отмечается, что стоимость нефти марки Brent может превысить $180 за баррель. Только это случится не сейчас, а к 2050 году, причем исключительно в случае высоких издержек добычи. Очевидно, что подобные прогнозы вряд ли способны повлиять на нынешние биржевые позиции и их стоит рассматривать только в качестве «научной фантастики».
А пока на повестке дня актуальный вызов для нефтяного рынка родом из Уханя. «Ситуация в Китае действительно негативно отражается на динамике не только нефтяных цен, но и целого ряда сырьевых товаров, — отмечает глава аналитического департамента «AMarkets» Артем Деев. — Не столько сам коронавирус, сколько развитие агрессивной полемики вокруг эпидемии, негативно отражается на биржевых индексах. Опасения, что эпидемия превратится в глобальную угрозу, заставило китайские власти принять беспрецедентные меры безопасности: блокированы города и транспортное сообщение между провинциями. люди сидят по домам, не работает общественный транспорт. Новогодние каникулы продлены: все это время вторая в мире экономика практически остановлена».
Сейчас на повестке дня стоит вопрос, как долго будут падать нефтяные котировки. «После спекулятивного всплеска, вызванного напряженностью на Ближнем Востоке в начале года, нефтяные котировки оказались перегреты. Вспышка коронавируса в Китае вернула внимание инвесторов к спросу и спровоцировала активные распродажи. Распространение коронавируса может вызвать снижение экономической активности, что в свою очередь негативно скажется на потреблении топлива. Тем не менее, существенное падение цен выглядит маловероятным», — полагает эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Игорь Галактионов.
Коронарный вирус когда-нибудь пройдет. Торговые же столкновения между США и Китаем, а также западные претензии к России, все равно останутся. Рынку рано или поздно придется ориентироваться на фундаментальные причины, образующие нефтяные котировки: добычу сырья и спрос. Подобный подход, считает Галактионов, гарантирует уравновешенный результат: «за $20 баррель не провалится, но и достичь отметки в $150 у «бочки» не получится».
Читайте также: В США допустили удорожание барреля нефти Brent до $183