На волне вспышки нового типа коронавируса китайскую экономику, и без того страдающую от торговой войны с американской, затрясло как в тяжелой лихорадке: железнодорожные и авиаперевозки сократились на 42%, индекс ведущей биржи Shanghai Composite снизился на 2,8%, введенный городскими властями карантин привел к резкому падению потребительского спроса. Магазины в крупных городах средней части Китая стоят пустые, вымерли гостиницы и рестораны.
Что же, если человек испуган, он не выйдет из дома, не отправится в отпуск, откажется от шопинга. Соответственно, он перестанет тратить свои деньги. Между тем в 2019 году ВВП Китая вырос всего на 6,1% — минимальными темпами за без малого 30 лет. Около 50% этого роста приходится на долю потребительских расходов, и эту животворящую экономическую силу уничтожает вспышка коронавируса.
«Все очень серьезно, — говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Мы имеем классический пример «черного лебедя», события неожиданного и непредсказуемого, но свершившегося. Поскольку мировая экономика созрела для очередного кризиса циклического характера, нынешняя эпидемия вполне может послужить тем самым спусковым крючком, который запустит механизм глобальной рецессии. Именно таким триггером стало в сентябре 2008 года банкротство инвестиционного банка Lehman Brothers».
Что же нас всех ждет? По словам собеседника «МК», если эпидемия продолжит разрастаться и число заболевших достигнет десятков тысяч человек, международный бизнес будет ускоренно снижать производственную и инвестиционную активность. Что касается России, то ей грозит дальнейшее ослабление рубля, чей курс сейчас торгуется на минимуме с 19 декабря 2019 года. Цены на нефть, влияющие на отечественную валюту, вполне могут упасть еще больше: за последние дни баррель марки Brent подешевел почти на 10%. Ситуацию определяет все тот же Китай, который пока обеспечивает две трети мирового спроса на энергоносители.
Не все эксперты разделяют подобную тревогу. «Можно вспомнить вспышку вируса атипичной пневмонии SARS в Китае в 2002 году, — рассуждает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. — Тогда тоже были опасения, что темпы роста ВВП Поднебесной резко замедлятся, но в том же 2002-м они составили 9% в долларовом выражении, а год спустя — 12%. Убытки одной сферы могут быть восполнены доходами другой, например, сокращение потребления туристических и транспортных услуг — ростом спроса на медицинские услуги и лекарства».
По прогнозам МВФ на текущий год, отмечает Мильчакова, мировая экономика может снова выйти на темпы роста в 3% и даже выше. По ее мнению, спровоцированный СМИ ажиотаж способен лишь подстегнуть спрос на противовирусные лекарства и медицинские маски, от чего выиграют фармацевтическая индустрия и аптеки. Что касается цен на энергоресурсы, то Китай, имеющий общую границу с Россией, не станет платить нам за нефть меньше, чем, например, Соединенным Штатам или странам ОПЕК. Доллар может подорожать до 62–63 рублей, а евро — укрепиться до 69–70 рублей. Однако через несколько месяцев все вернется на круги своя, и в конечном итоге рубль не пострадает, убеждена собеседница «МК».
…Рынки опасаются неизвестности, и сейчас их реакция на события вокруг нового коронавируса напоминает легкую истерику, считает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. По его словам, новости из Поднебесной стали тем самым «пинком», который вынудил инвесторов продавать рисковые активы и покупать более надежные активы — золото и казначейские облигации США.
Читайте материал "Ядовитые короли": власти Китая боятся людей, способных заразить коронавирусом сотни окружающих"