По словам опрошенных «МК» экспертов, у этого начинания нет никакой перспективы. Хотя бы потому, что в нем не нуждаются сами коллекторы.
Поправки были предложены на заседании рабочей правительственной группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере коллекторной деятельности. С 1 января 2021 года обновленный документ должен заменить текущий закон о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ), в котором (наряду с Жилищным кодексом) закреплен запрет на продажу долгов граждан коллекторам. Сейчас работать с такими долгами, причем только после проведения досудебных переговоров с должниками, позволено лишь управляющим и ресурсоснабжающим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам.
Получается, что сначала коллекторов задвинули подальше, а теперь любезно приглашают к сотрудничеству. Но к чему городить весь этот огород? Вопрос напрашивается еще и потому, что общая задолженность россиян за комуслуги несопоставима с задолженностью по банковским кредитам. Первая в 2019 году превысила 1 трлн рублей, вторая — 15 трлн.
«Долгое время сфера ЖКХ была неинтересна коллекторским агентствам, — рассказывает эксперт Высшей школы государственного управления РАНХиГС Игорь Кокин. — Как правило, средняя сумма взыскания здесь не превышает нескольких тысяч рублей, соответственно, овчинка не стоит выделки. Но даже те немногочисленные агентства, что присутствовали на этом рынке, вызывали у людей отторжение и страх. На них потоком шли жалобы, что и подтолкнуло Госдуму к введению в прошлом году прямого запрета на продажу коллекторам долгов граждан».
Однако, по словам Кокина, эта законодательная мера себя не оправдала: любая контора, желавшая взаимодействовать с коллекторами в области комуслуг, играючи обходила запрет. И тогда во властных кругах пошли разговоры о том, что раз запреты не помогают — следует допустить коллекторские агентства к долгам по ЖКХ. Свою роль сыграл и фактор огромной нагрузки на суды и Федеральную службу судебных приставов. ФСПП физически не способна обработать то количество дел, что валится на нее в течение месяца. Впрочем, внесудебная практика взыскания задолженности, о которой правительство вспомнило в этой связи как о некой панацее, несет свои риски: деятельность коллекторских агентств необходимо регулировать, чтобы она не вызывала у потребителей претензий.
Ко всему прочему, отмечает собеседник «МК», эта тема актуальна только для мегаполисов. В большинстве российских городов, не говоря уже о сельской местности, таких агентств и такого бизнеса просто нет.
«Проект не имеет ни смысла, ни перспективы, — убеждена исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. — Доля коллекторов на этом рынке ничтожна. Платежи граждан за коммуналку собирают в основном управляющие компании. У них гораздо больше возможностей для общения с должниками, у них нет ограничений ни по времени, ни по форме взаимодействия с людьми. Но самое главное — они могут использовать такой действенный рычаг, как отключение комуслуг за неуплату».
Вдобавок, напоминает Разворотнева, российские граждане в своей основной массе достаточно аккуратные плательщики, платежная дисциплина у жильцов достигает 95%, что сопоставимо с показателями в странах Запада. Между тем в ближайшие дни Госдума может одним махом разрубить этот гордиев узел: в нижнюю палату внесен законопроект под названием «О запрете привлечения иных лиц для взаимодействия с должником». Касается он деятельности коллекторских агентств в целом.
Один из его авторов, член парламентского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов единоросс Сергей Вострецов, привел данные, согласно которым за период с января по октябрь 2019 года число жалоб на коллекторов выросло на 35% по сравнению с показателем за аналогичный период 2018-го. По словам депутата, взыскатели просроченной задолженности используют угрозы и шантаж, оказывают психологическое давление, а микрофинансовые организации незаконно передают им права взыскания по потребительским займам с персональными данными третьих лиц. Правоохранители же, как правило, остаются глухи к жалобам граждан.
Читайте также: Новый курс правительства Мишустина закончил либеральную эру