Игорь НИКОЛАЕВ, доктор экономических наук:
Изменения в социально-экономическом блоке достаточно серьезные. Они означают, что власть признала глубину существующих в этих сферах проблем- демографии, стагнации доходов населения...Но рассуждая о перспективах социально-экономического блока, следует учитывать, что правительство будет ограничено в реализации своей политики. Ограничителями выступят внешние факторы — и прежде всего, международные санкции. О чем сейчас почему-то никто не говорит. В условиях санкций будет невозможно добиться темпов роста ВВП выше мировых. В этой связи новым членам правительства можно только посочувствовать.
Если говорить о персоналиях, то Андрей Белоусов ранее работал министром экономического развития, до последнего времени был помощником президента — то есть, наверняка, и раньше мог влиять на принятие решений. Да, сейчас он занял более высокую должность, но сможет ли он в ней достичь большего — вопрос. Новый министр труда и соцзащиты — выходец из Минфина. Перед ним наверняка поставлена задача обеспечить рост реальных доходов населения. Но в компетенции ли это одного только министерства? Ведь для роста доходов людей нужен, прежде всего, рост всей экономики. Максим Решетников, который возглавил Минэкономразвития, ранее на федеральном уровне не работал — о его возможностях пока рано судить. Могу только пожелать новым министрам удачи. Тут можно вспомнить горбачевские времена, когда одно только желание перемен двигало экономику вперед. Может и сейчас так получится, но, повторюсь, очень уж серьезные внешние ограничения мешают серьезному рывку.
Евгений ГОНТМАХЕР, доктор экономических наук, профессор:
Самые большие изменения произошли в социальном блоке — даже большие, чем в экономическом. Президент явно озабочен тем, что происходит в этой сфере. По здравоохранению он только в октябре провел два больших совещания и один Госсовет. В сфере образования, за которую отвечала г-жа Васильева, назрел конфликт министерства с учительской общественностью вокруг образовательных стандартов. Экс-министром культуры Мединским была явно недовольна часть творческой интеллигенции. Минтруд не справился с задачей роста доходов населения. Так что все перемены тут ожидаемы. Другое дело, что ряд новых персоналий — неожиданны, но в этом смысле наш президент всегда умел удивлять. Что касается экономического блока, то тут знаковым, безусловно, является назначение на пост первого вице-премьера Андрея Белоусова. Это не технический человек, он, безусловно, несет определенную экономическую политику, у него есть свое представление о том, как обеспечивать ускорение экономического роста, приток инвестиций. И эти представления он ранее доводил до президента, сейчас будет реализовывать на уровне правительства. Его приортитеты лежат в сфере умеренного дирижизма, он за мощную роль государства. В отличие, кстати, от своих предшественников Алексея Кудрина, Германа Грефа, которые выступали за более радикальные реформы, уменьшение доли государства в экономике. Думаю, что Белоусов назначен для того, чтобы поменять в лучшую сторону институциональные условия для бизнеса плюс на нем будет лежать ответственность за выполнение нацпроектов, которые никто не отменял. Это тяжелая работа. Ему предстоит работать погонялой для своих коллег-министров: заставлять их идти в русле предлагаемой им экономической политики.
Читайте также: "Первым вице-премьером стал Андрей Белоусов, "апологет госкапитализма"