Уже после нового года все переговоры между высокопоставленными представителями двух соседних стран — на уровне вице-премьеров, руководителей антимонопольных органов — закончились безрезультатно. О том, что Белоруссия действительно собирается отказаться от российской нефти, свидетельствуют переговоры о закупке «черного золота» через Клайпедский морской порт, которые Минск ведет с Вильнюсом. Как заявил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, его страна готова к сотрудничеству с соседней республикой в вопросах поставок энергоресурсов не только из экономических, но и из политических резонов. «Диверсификация важна для Белоруссии. Она могла бы снизить зависимость от поставок энергоресурсов восточным соседом (Россией — «МК»)», — отмечает прибалтийский дипломат.
Помимо Литвы, Минск ведет переговоры о закупке «черного золота» с саудовскими и американскими производителями. Белоруссия разослала письма с просьбами о приобретении нефти и в другие страны Балтии, а также Украине, Польше, Казахстану и Азербайджану.
Ультиматум нашей стране об отказе от импорта «черного золота» Белоруссия выставляет далеко не впервые. В последний раз это произошло ровно год назад — в первой половине января 2019-го. Минск не может простить Москве потерю доходов от отмены экспортной пошлины в 30%, которую сейчас платят российские экспортеры углеводородов — к 2024 году Россия завершит «налоговый маневр» в отечественной сырьевой отрасли и пошлина будет обнулена. По оценке белорусских экспертов, финансовые потери республики от фискальной реформы превысят $10 млрд.
В связи с этим, Минск уверен, что ему положена компенсация. Власти Белоруссии уже давно убеждают Россию, которая остается основным экспортером «черного золота» в союзное государство, снизить нефтяные цены. В противном случае, помимо отказа от закупки сырья, белорусы угрожают повысить тарифы на транзит российских углеводородов почти на 17%.
«Белорусов можно понять, — рассуждает ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич. — Республика постепенно теряет возможность заработать на сырье из нашей страны». Дело в том, что Белоруссия в настоящее импортирует 24 млн тонн российской нефти в год, из которых 6 млн идет на внутренний рынок, а остальное Минск пускает на переработку. Готовое топливо Белоруссия экспортирует, зарабатывая до $3 млрд в год, так как пошлины от экспорта полученных нефтепродуктов Белоруссия оставляет в своем бюджете. «Поскольку импорт сырья из любого альтернативного источника обойдется Белоруссии минимум на 15% дороже, получить доход от переработки нефти и продажи готового горючего не представляется возможным» — полагает начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян.
Тем не менее, полностью отказаться от российских углеводородов у Минска вряд ли получится. Дело даже не в том, что поставки из стран Ближнего Востока и США морскими путями или реэкспорт «черного золота» по европейским трубопроводам окажется дороже, нежели закупок сырья в России. До нынешнего времени белорусский рынок был ориентирован на российские углеводороды. Технологически перерабатывающие заводы способны главным образом принимать российскую «тяжелую» нефть. Для перегонки более «легкого» ближневосточного продукта белорусам придется модернизировать перерабатывающие мощности.
«Позиции Минска на переговорах с нашей страной пока достаточно устойчивы. Тем не менее, Белоруссия может рассчитывать добьется на определенные льготы. Москва уже готова согласиться на удорожание транзита с февраля почти на 7%. Не исключено, что Россия немого снизит цены на нефть. Скорее всего, на большее белорусы и не рассчитывают», — полагает Купцикевич.
Читайте также: Лукашенко разочаровался в российской нефти: ищет альтернативу