Январские экономические прогнозы оказались тревожней декабрьских

"Происходит глобальное замедление роста"

Праздники ушли, а елки остались, сразу превратившись из примадонн в забытых «фирсов». Смена настроений отразилась и на восприятии начавшегося года. В конце декабря все выглядело умиротворяюще благостно, квинтэссенция многочисленных прогнозов сводилась к тому, что 2020-й будет почти таким же, как 2019-й, только лучше. Но январь оправдал свою репутацию «бешеного, как электричка».

"Происходит глобальное замедление роста"

Что нам обещали в декабре? Диапазон колебаний цен на нефть в 2020 году составит $55–65 за баррель Brent. То есть в принципе цены останутся на уровне 2019 года, когда Brent в среднем стоила $63,7 за баррель. Оценка Bank of America Merrill Lynch: среднегодовая цена составит $60, но в первом полугодии на пике спроса стоимость может вырасти до $70 за баррель. Fitch прогнозирует $62,5 за баррель, EY — $50–60 за баррель. Другими словами, в 2020 году рынок нефти выглядит сбалансированным: с одной стороны, страны ОПЕК+ решили сократить добычу намного больше, чем ожидал рынок, с другой стороны — на фоне решения США и Китая прекратить торговую войну, прирост спроса может вырасти с 1 млн до 1,2–1,4 млн баррелей в сутки. Это факторы, разгоняющие цены. Тормозить же их будут увеличившие добычу США, Бразилия и Норвегия.

А если цены на нефть останутся на прежнем уровне, то и рубль должен проявить постоянство. Что бы нам ни говорили о его независимости от колебаний нефтяной конъюнктуры, вот статистика 2019 года: баррель Brent подорожал на 4,13%, а российская валюта укрепилась к доллару на 4,14%, таковы подсчеты аналитиков Refinitiv. Справедливости ради, надо подчеркнуть, что рост рубля в прошедшем году обеспечила не одна нефть. В 2019 году рубль получил значительную поддержку от притока иностранных инвесторов, в том числе в облигации федерального займа (ОФЗ). Как напоминает главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец, на 1 ноября 2019 года доля нерезидентов среди держателей этих бумаг составила максимальные за полтора прошедших года 32%. Она стала сокращаться после введения санкций в отношении UC Rusal в апреле 2018 года, но с января 2019 года вновь перешла к росту.

В любом случае прогнозы рубля ничего резкого ему не прописывают. Валютный курс в принципе не изменится. Эксперты считают, что особенно благосклонным к рублю будет первая половина начавшегося 2020-го. Риски второй половины года прежде всего политические. В США в ноябре предстоят президентские выборы. Рублю выгоднее победа Дональда Трампа. Если его переизберут, то президент-демократ вполне может поднять новую волну санкционной войны против России. Но еще раз — в целом в 2020 году курс рубля будет, как надеются прогнозисты, мало отличаться от курса в 2019 году.

Вот такими убаюкивающими были предновогодние прогнозы. Январь начался бурно. Сначала — убийство 3 января американцами иранского генерала Касема Сулеймани. Последовал ответный ракетный удар со стороны Ирана по позициям американских военных в Ираке. Что происходит с экономическими показателями? Цены на нефть предсказуемо пошли вверх. Но акции крупнейшей нефтяной компании Saudi Aramco упали 5 января на 1,7%. На фоне роста цен на нефть снизился и рубль. Таково отражение растущей политической напряженности в динамике капиталов. Капиталы предпочитают уходить из рискованных активов, что коснулось и России.

Повысившийся градус тревоги поддержал и прогноз, с которым выступила аудиторская компания PwC. По этому прогнозу мировая экономика будет замедляться. Но не торопясь. Рост мировой экономики составит в 2020 году 3,4% по паритету покупательной способности, в то время как среднегодовая величина этого показателя составляла в XXI веке 3,8%. Суть в том, что в PwC говорят не столько о замедлении как о феномене 2020 года, сколько о глобальной тенденции. Ее не преминули эффектно назвать слоубализацией. Старший экономист PwC Баррет Купелян предупреждает: «Мы должны четко понимать, что происходит глобальное замедление роста экономики (слоубализация), которое характеризуется продолжением интеграции и экономического развития, но более медленными темпами, ниже средних». Звучит тревожно, но не сказать, чтобы развернуто и аргументированно. Примерно как с потеплением климата. Пока это прежде всего пиаровское достижение PwC, застолбившее авторство на термин «слоубализация».

Всемирный банк как всегда на пороге Давосского форума опубликовал свой прогноз, существенно отличающийся от продукта PwC. Темпы роста мировой экономики в 2020 году увеличатся в сравнении с прошлым годом и составят 2,5%. Небыстрое, но ускорение продолжится и в 2021 году — до 2,6%, и в 2022 году — до 2,7%. А вот цены на нефть, считают в ВБ, снизятся в начавшемся и в следующем году до $59 за баррель Brent.

Прогнозы прогнозами, но с точки зрения ближайших экономических перспектив гораздо важнее, насколько надежным окажется мир между США и Китаем в торговой войне. Пока, особенно с учетом уже отмечавшихся приближающихся президентских выборов в США (а Трамп точно не увеличит свои шансы, если спровоцирует экономический кризис, именно к нему подталкивает торговая война), мир должен устоять. А если так, то пока январь лишь раскачал, но не опрокинул декабрьские прогнозы динамики важнейших для российской экономики показателей в 2020 году.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28168 от 14 января 2020

Заголовок в газете: Хуже, чем ожидалось

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру