Аналитики оценили плюсы и минусы "Турецкого потока" для России

На скорую окупаемость рассчитывать не приходится

Магистральный газопровод «Турецкий поток» наконец запущен. Позади — масса политических разногласий и технических препятствий, которые участникам этого проекта удалось преодолеть. Впереди — не вполне понятные коммерческие перспективы, прежде всего для российской стороны, вложившей в строительство около $6 млрд. Очевидно, что с учетом текущего переизбытка газа (в том числе СПГ) и высокой конкуренции на европейском рынке Москва не сможет рассчитывать на скорую окупаемость «Турецкого потока». Впрочем, по словам экспертов, проект работает на перспективу и имеет долгосрочную ценность.

На скорую окупаемость рассчитывать не приходится

Официальный старт поставкам газа по новому трубопроводу дали в Стамбуле президенты России, Турции и Сербии — Владимир Путин, Реджеп Тайип Эрдоган и Александр Вучич, а также премьер Болгарии Бойко Борисов. Вчетвером лидеры объединенных проектом государств покрутили символический красный вентиль, а глава «Газпрома» Алексей Миллер заверил их, что запасов газа на ямальских месторождениях хватит, чтобы заполнять «Турецкий поток» в течение 110 лет.

Газовая магистраль протяженностью около 1 тыс. км проходит от компрессорной станции «Русская» в районе Анапы по дну Черного моря до побережья Турции. Мощность двух ее ниток составляет 15,75 млрд кубометров каждая. Первая предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая — для газоснабжения региона Южной и Юго-Восточной Европы. Далее будет проложена сухопутная транзитная нитка до границы Турции с сопредельными странами.

Кому «Турецкий поток» выгоден в первую очередь, кому — во вторую, а кому невыгоден вовсе? По словам замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, газопровод рассчитан на десятилетия работы, его задача — повысить надежность российских поставок в Турцию и ЕС, придать дополнительный импульс развитию местной газовой инфраструктуры. Сейчас на Европейском континенте спрос на газ падает и параллельно вводятся дополнительные мощности, связанные, среди прочего, с поставками СПГ и азербайджанского газа. Но это временная конъюнктура. Гривач напоминает, что когда в 2003 году в эксплуатацию вводили «Голубой поток», рынок оказался к этому не готов, почти как сейчас. Но в итоге этот трансчерноморский газопровод, также связавший Россию и Турцию, окупился несколько раз.

«Выход на проектную мощность в течение года или двух — в порядке вещей для больших инфраструктурных проектов. Сначала нужно перенаправить газовые потоки, подготовить потребителей, построить компрессорные станции», — говорит Гривач.

Кроме того, у Москвы до последнего момента не было ясности с украинским транзитом, напоминает собеседник «МК». По мнению эксперта, фактор создания альтернативной инфраструктуры в виде «Турецкого потока» сыграл свою роль на переговорах по вопросу поставок в Европу через украинскую ГТС: позиция Киева оказалась в результате более конструктивной, и стороны подписали новое долгосрочное соглашение перед самым Новым годом.

«Газпром» изначально планировал создать альтернативный маршрут доставки газа в Юго-Восточную Европу через Турцию, минуя Украину. Турция сейчас снабжается напрямую, без участия стран-транзитеров. Российской компании это однозначно выгодно: морской участок газопровода принадлежит ей, и получается, что за доставку газа она платит как бы сама себе.

Предтечей «Турецкого потока» был проект под названием «Южный поток» ориентировочной мощностью 63 млрд кубометров в год. В декабре 2014 года Москва отказалась от его реализации, сославшись на противодействие Еврокомиссии. По словам партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, в результате этой «безумной затеи» бюджет России потерял миллиарды долларов. Эксперты утверждают, что остается только надеяться, что «Турецкий поток» не повторит судьбу своего аналога.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28166 от 10 января 2020

Заголовок в газете: Москва сыграет анкаре на газовой трубе

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру