Никакой сенсации, увы, не произошло. Во-первых, «рост в четыре раза», хотя это и не шутка, все равно больше похож на некие статистические тараканьи бега. Строго говоря, весь нынешний рывок – в пределах статистической погрешности. То же самое и с реальными доходами: раньше Росстат насчитал их увеличение на 0,2%, теперь – на 0,8%.
Во-вторых, что любопытно, о рекорде аккурат к большой пресс-конференции Владимира Путина сообщил ведомство-куратор статистиков Минэкономразвития, сам же Росстат еще за пару часов до этого заявления скромно и тихо сохранял прежнюю оценку. (Показательно, что президент на самой пресс-конференции новую цифру назвать постеснялся, ограничившись фразой «доходы за третий квартал немножко выросли»).
В-третьих, одна из называемых чиновниками основных причин – не внезапно случившийся «сеанс невиданной щедрости» со стороны работодателей, а новая методика оценки реальных доходов. «Изюминка» же новизны в том, что теперь Росстат учитывает не только белые зарплаты, но и заглядывает в конверты. Конечно, статведомство признает, что всех теневых доходов россиян он не знает, но доля «ненаблюдаемых» заработков снижается.
Нам показали очередной фокус. Росстат продемонстрировал, что «умеет много гитик»: если надо, чтобы реальные доходы росли – они вырастут, достаточно грамотных усилий самих статистиков, остальные могут не беспокоиться. Вот так, по четным дням тень над экономикой называется изменой бюджету и социальным фондам, которые остаются без законной части налогов и платежей. А по нечетным выясняется, что теневые доходы – удобный резерв, из которого можно черпать и черпать, если не приукрашивая, то точно разукрашивая действительность. Вот только в нашей реальной жизни ничего не меняется.
А отчеты Росстата о наших доходах стали меняться все с того же третьего квартала. Тогда, стремительно выйдя в плюс, они разом подскочили на 3%.
Стоит вспомнить и базу сравнения. В первом полугодии 2018 года доходы росли, готовя населения к президентским выборам. Выборы прошли, и доходы остановились, база стала благосклоннее к 2019 году. В этой связи, отталкиваясь от низкой базы, можно ждать продолжения роста доходов. Ну и, конечно, новая методика заработала.
На этом фоне нынешний пересчет – слабый спортивный результат. Эксперты, получив статистику роста реальных доходов в третьем квартале, недоумевали – сказочный рост случился на фоне падающего потребительского спроса. Так не бывает или по крайней мере не должно быть. Оказывается, еще как бывает, если немного проредить «тень».
Это, кстати, подтверждалось и тем, что налоговики в третьем квартале показали значительный рост поступлений от подоходного налога. То есть «тень» проредили не только на бумаге, налоги стали поактивнее платить квартиросдатчики, репетиторы – конечно, не все, но подвижка произошла. Сокращение на этом фоне потребительской активности – никакая не загадка, ведь по большому счету реального роста доходов не произошло, просто часть теневых доходов оказалась выведенной на свет.
От Росстата можно ждать многого. Но не лишне напомнить: любые данные о реальных доходах, измеряемые в процентах произошедших с ними изменений, во-первых, отражают правила статистической «игры», а уже во-вторых имеют отношение к тому, как мы можем эти доходы использовать.