Очередную встречу ОПЕК+, которая состоялась 5-6 декабря, можно с уверенностью считать главным событием нефтяного года. Именно на этих переговорах определяется стоимость «черного золота», на которую будут ориентироваться рыночные трейдеры в ближайшие двенадцать месяцев. Предыдущие аналогичные переговоры, состоявшиеся ровно год назад, завершились тем, что участники договорились сократить добычу на 1,2 млн «бочек» в сутки, а позднее, на очередном саммите в июле 2019 года, продлили это решение до апреля 2020 года.
Теоретически, нынешняя встреча ОПЕК и ОПЕК+ могла носить всего лишь технический характер. Продление договора о ограничении производства требовало только визирования этого решения на бумаге, причем такой договор не носил бы обязательного характера — любой из участников неформального альянса может отказаться от участия в нем, приведя собственные аргументы.
Однако в преддверии саммита в Вене, разногласия внутри добывающего альянса обострились до предела. Дисциплинарные обязательства в отношении снижения добычи в ОПЕК в основном не соблюдали Ирак и Нигерия. Причем, Багдад, второй по величине производитель нефти в ОПЕК, который по условиям соглашения должен был снизить добычу более чем на 140 тыс баррелей, напротив увеличил производство на точно такой же показатель. Нигерии по условиям сделки пришлось бы сократить добычу на 50 тыс баррелей, однако в сентябре добыча находилась на уровне 1,8 млн «бочек» в сутки, что свидетельствовало о производственных рекордах в западноафриканском государстве.
«Каждый из участников переговоров старается перетянуть «нефтяное» одеяло на свою сторону, — размышляет ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич. — Для Эр-Риада заявления о снижении производства звучат как музыка. Ведь Саудовская Аравия собирается продать до 5% акций своего основного добывающего конгломерата — компании Saudi Aramco. Сделка по приватизации этого пакета ценных бумаг принесла грандиозную прибыль — порядка $25 млрд. Однако для обеспечения доходности стоит поддержать интригу, то есть сформировать на рынке мнение о возможном дефиците нефти, слухи о котором не только поддержат нынешнюю стоимость «черного золота», но и могут стать стимулом для роста котировок».
Россия также пытается использовать ситуацию в собственных интересах. « Мы идем на небольшую хитрость и сокращаем производство углеводородов, однако, стараемся, ограничить добычу не нефти, а газового конденсата — попутного сырья, получаемого при извлечении жидких углеводородов», - отмечает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. На месторождениях Ближнего Востока это сырье практически не учитывается в общем объеме производства, тогда как в российских добывающих провинциях оно направляется на дальнейшую переработку. «Без учета конденсата, Россия даже сможет увеличить добычу и экспорт сырья», — отмечает эксперт.
Однако, главным выгодополучателем могут оказаться США. «Разногласия внутри неформального альянса ОПЕК+, договоренности которого не носят обязательный характер, говорят о том, что организация утратила возможность влиять на рынок. Отсутствие диалога или мнимые сделки по сокращению добычи «черного золота», может позволить американским компаниям на фоне стабильный нефтяных цен стать основным поставщиком энергоресурсов на мировой рынок»— уверен аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.
Читайте также: Глава "Нафтогаза" рассказал о взыскании $2,1 млрд с "Газпрома"