Раскрыт феномен «черной пятницы»: денег нет, но тратить будем

Распродажи показали, насколько россияне бедны

О дне тотальных скидок и акций под названием «черная пятница» в России знают уже практически все. Хотя еще недавно это чудо маркетинговой мысли было популярно только на Западе. В США шопоголики даже берут выходной в этот день, выстраиваются в очереди перед магазинами, штурмуют кассы. Покупательской лихорадкой заразились и россияне. В прошлом году отечественные потребители потратили около 9 тыс. рублей в среднем в этот день. И на сей раз торговцы предвкушают ажиотаж. Правда, дегтя в бочку приятных покупок добавили бдительные надзорные органы. Всю неделю Роспотребнадзор предупреждал об опасностях «черной пятницы» — мошенничествах, потере персональных данных, ложных скидках.

Распродажи показали, насколько россияне бедны
Фото: media.10news

Идея привлекать покупателей большими скидками и получать прибыли за счет увеличения объема продаж родилась в Америке еще в XIX веке. День назначили символический — пятница после Дня благодарения, который отмечается в четвертый четверг ноября. В этот день на дорогах образовывались пробки, колеса месили грязь, а люди в нетерпении заполучить желаемый товар злились — отсюда и название «черная».

В США и по сей день в торговых центрах не протолкнуться. На помощь пришла онлайн-торговля, но сайты магазинов периодически «висят», не справляясь с потоком пользователей. Зато каждый год довольные коммерсанты подсчитывают улов: в Штатах в этот день совершают покупки более 160 млн человек, а это половина населения. В среднем в прошлом году они потратили $485, значит, общий объем выручки составил около $78 млрд.

В России «черная пятница» еще только завоевывает сердца покупателей. Торговцы участвуют в ней с 2013 года, но с каждым годом все успешнее. В 2018-м россияне потратили 135,5 млрд рублей, что на 7,5% больше, чем за год до этого. К тому же покупатели обратили внимание на интернет-площадки, хотя в общем объеме розницы онлайн занимает всего 3,5%. Тем не менее онлайн-магазины заработали год назад 12 млрд рублей.

Между тем у крупных брендов, сетей есть возможность продавать товары не только традиционно, но и в Интернете. Этим пользуются многие потребители для экономии времени, но покупки в Интернете бывают опасны. Роспотребнадзор, Роскачество, правоохранительные органы предупреждают о росте преступлений, связанных с использованием фейковых сайтов, вирусов, кражей персональных данных. По данным экспертов Group-IB, посетителями таких сайтов-копий, которые не продают реальный товар, а воруют коды карт, ежемесячно становятся до 200 тыс. человек. Так злоумышленникам в прошлом году удалось похитить более 250 млн рублей.

Другая опасность — необузданное расточительство при виде зачеркнутой цены. Рекомендации, как делать покупки выгодно и безопасно, сводятся к следующему: используем проверенные сайты, внимательно читаем ценники и приобретаем только то, что действительно нужно. Кстати, больше всего наши соотечественники падки на покупку одежды по скидкам, на втором месте — обувь, а на третьем — электроника.

В этом году в акции собираются поучаствовать более 50% россиян, из них каждый пятый отправится в торговые центры, каждый третий будет искать скидки в онлайне, а все остальные — там, где будет выгоднее.

В чем точно не стоит сомневаться — это в том, что сверхприбыли соберут торговцы. Шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев напоминает историю миллионера Фрэнка Вулворта, который, будучи ребенком, изобрел корзины с сезонным товаром «все по 5 центов» и за сутки продал в 6 раз больше вещиц, чем обычно. «В «черную пятницу» можно сэкономить, но главное понять — где реальная скидка, а где цену «нарисовали», — говорит эксперт.

Вообще, распродажи — это своего рода индикатор экономической ситуации в стране. Многие экономисты по таким событиям, как «черная пятница», судят о покупательной способности населения.

«Покупательная способность населения зависит от доходов. Величина доходов влияет на то, сколько человек тратит на повседневную жизнь и сколько может отложить. Если во время «черной пятницы» есть всплеск торговли, значит, население может позволить себе откладывать средства, что является прекрасным сигналом. Посмотрим, сколько россияне потратят в этом году», — добавила руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Катя Френкель.

Пять фактов о «черной пятнице»

• Час пик активности покупателей приходится на 12.00 дня

• В среднем каждый участник распродаж в России покупает 3,7 товара

• Россияне планируют потратить в этот день от 9 до 15 тыс. рублей

• По миру в среднем продажи магазинов увеличиваются на 663%, в России — на 527%

• Средняя скидка в магазинах мира — 55%, в России — 57%

Источник: Picodi.com

Читайте также: Распилы и откаты при Сталине оказались не хуже нынешних

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28138 от 29 ноября 2019

Заголовок в газете: Пятница-растратница

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру