Своим вердиктом суд округа Свеа признал, что «Газпрому» придется выплатить «Нафтогазу» около $2,56 млрд (с учетом процентов — в $3 млрд) за ограниченные поставки «голубого топлива» Незалежной в прежние годы. «Украина снова побеждает!», — поспешил заявить исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.
С одной стороны, у Киева действительно есть повод для праздника. «Нафтогаз» задолго до решения апелляционной инстанции в Свеа начал искать возможность арестовать зарубежное имущество «Газпрома» в счет уплаты долга. В частности, летом 2018 года по решению голландского суда были арестованы доли «Газпрома» в его дочерних компаниях в этой стране.
С другой, точка в судебном разбирательстве в Свеа еще не поставлена. Вынесенное решение касается процессуальных нарушений Стокгольмского арбитража. Жалобы «Газпрома» на решения суда по контрактам на поставку и транзит будут рассмотрены в 2020 году, поэтому у российской монополии остается время для подготовки новых аргументов в свою пользу.
Между тем, Незалежная уже сейчас может воспользоваться решением суда Свеа в собственных интересах. В частности, на трехсторонних переговорах об условиях транзита российского «голубого топлива» по территории Украины в Европу, которые намечены на 29 ноября. Позиции сторон далеки от компромиссных: Россия требует от Украины отказа от судебных претензий, а Киев шантажирует срывом поставок «Газпрома» в Европу.
По словам ведущего аналитика FxPro Александра Купцикевича, для российской монополии гораздо выгоднее в условиях, когда европейские суды один за другим встают на сторону Украины, расстаться с газом, а не с живыми деньгами. «Ведь можно заключить соответствующие контракты, которые документально и подробно будут описывать обязанности сторон. Соглашение может быть засвидетельствовано Еврокомиссией, которая могла бы продолжать выступать в роли арбитра», — полагает эксперт.
После очередного судебного решения в свою пользу Украина может активизировать свою деятельность по аресту активов «Газпрома» в тех европейский странах, где это можно сделать по решению Стокгольмского арбитража. Например, в Великобритании, в юрисдикции которой находятся компании-поверенные, организовавшие под залог акций Nord Stream и Nord Stream 2 (операторов первого и второго «Северных потоков») финансирование строительства обеих газопроводов. В апреле 2018 года обеспечительные меры на эти активы уже были наложены приставами Швейцарии и Голландии, но потом Высокий суд Англии и Уэльса приостановил дело по этой претензии «Нафтогаза» к российскому холдингу. «Если европейские судебные инстанций продолжат хотя бы даже намекать на возможность использования трубопроводных активов в российско-украинском газовом споре, Киев может набраться храбрости и начать использовать свою риторику вокруг «Северных потоков» в ином ключе: российские газопроводы перестанут мешать украинцам, поскольку они будут уверены, что уже давно отсудили их у России», — иронизирует Купцикевич.
Читайте материал: "Нафтогаз" заявил о полной победе над "Газпромом"