Россияне покупают дорогие товары при падающих доходах

Зачем бедному айфон

Россияне не готовы расстаться с той жизнью, к которой их приучили сытые нулевые годы. И пусть в кармане ни гроша, зато в руке айфон за 120 тысяч. Как выяснило бюро кредитных историй «Эквифакс», в период с января по сентябрь 2019 года граждане взяли в банках 6,65 млн кредитов на 190,7 млрд рублей — на покупку дорогих товаров, включая электронику, бытовую технику и предметы роскоши. Рост в количественном и денежном выражении составил соответственно 2,6% и 4,6% по отношению с девяти месяцам прошлого года. По словам опрошенных «МК» экспертов, эти цифры говорят о том, что над сложившимися потребительскими пристрастиями не властно никакое безденежье.

Зачем бедному айфон

Речь идет о так называемых POS-кредитах (от английского point of sale), выдаваемых в торговых точках. Они предоставляются по большим процентным ставкам, но при этом решение по ним банк принимает быстрее. В своем исследовании специалисты отмечают, что средняя сумма займа также выросла — на 1,3%, до 28,3 тысячи рублей. Средний срок выдаваемых POS-кредитов практически не меняется и по итогам сентября составил 12,8 месяца. Лидерами по объему выдачи среди российских регионов оказались Москва, Московская область, Приморский край, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Аутсайдерами — Чукотский автономный округ, Севастополь и Республика Крым.

«Вспоминается вывод, к которому пришли три новоиспеченных нобелевских лауреата по экономике — Эстер Дюфло, Абхиджит Банерджи и Майкл Кремер: малоимущие могут жить впроголодь, но ни за что не откажутся от технических и информационных благ современной цивилизации, — говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — В России в этом смысле та же картина, что в Индии или Марокко. Такое потребительское поведение ломает привычный стереотип: если у тебя мало денег, значит, ты экономишь на всем. Ничего подобного!»

По словам эксперта, итоги исследования никак не связаны с текущей динамикой реальных располагаемых доходов населения. Да, по информации Росстата, в III квартале 2019 года доходы увеличились на 3,3%, а за январь–сентябрь — на 0,2%. Но едва ли эта статистика соответствует действительности: с ней не согласуются косвенные показатели — сентябрьское замедление до 0,7% (в годовом выражении) роста оборота розничной торговли и опять же сентябрьское уменьшение стоимости среднего чека на 1,5% (до 559 рублей).

«Львиная доля товаров, о которых идет речь, — это бытовая техника и электроника, приобретаемые в крупных сетевых маркетах, — отмечает старший аналитик «Финам» Сергей Дроздов. — Как правило, эти магазины стараются привлечь покупателей более выгодными условиями кредитования. Но намного важнее другое: людям хочется как-то «апгрейдить» свой быт, эта привычка живет в них с 2005–2007 годов, когда в России наблюдался бум потребительского кредитования, когда экономика была на пике, когда в нее поступал максимальный объем инвестиций». Кстати, напоминает собеседник «МК», экономическая ситуация в стране стала ухудшаться уже в 2012–2013 годах, то есть еще до крымских событий и последующих санкций Запада.

«Если нам нужен хороший 50-дюймовый телевизор, его, в принципе, можно найти тысяч за 40–50, — рассуждает Дроздов. — Для жителей Москвы, чья зарплата не выше этой цены, выбор невелик: либо брать такой телевизор в кредит здесь и сейчас, либо откладывать деньги на покупку в течение, скажем, полугода. Оба варианта гарантированно позволят избежать удара по семейному бюджету».

Очевидно, что, как бы ни падали реальные доходы, людям время от времени приходится совершать дорогостоящие покупки: откладывать их до бесконечности невозможно. Если у вас сломался или серьезно забарахлил холодильник, придется идти в магазин за новым. Однако факторов, подрывающих покупательную способность населения, с каждым годом становится все больше: это и новые тарифы ЖКХ, и растущие цены на товары первой необходимости, и дорожающий бензин, и увеличенная ставка НДС, и повышение налога на землю для дачников. Да, пока в нескончаемой схватке между хроническим безденежьем и устойчивыми потребительскими привычками верх берут последние. Но как долго это продлится?

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28134 от 25 ноября 2019

Заголовок в газете: Без порток, но с айфоном

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру