Право на надбавку предоставляется при соблюдении трех условий. Во-первых, гражданин должен проработать не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве по специальности, предусмотренной установленным государством перечнем, при условии обязательной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд (ПФР). В список из правительственного постановления № 1440 от
2018 года вошло более 500 профессий, таких как агроном, бригадир полеводческой бригады, тракторист, пчеловод, слесарь по ремонту сельскохозяйственной техники. Во-вторых, доплата полагается только неработающим сельским пенсионерам. В-третьих, человек должен проживать в сельской местности.
Крестьянская специфика
Очевидно, что сельский труд имеет свои особенности, принципиально отличающие его от работы в условиях города. Практически всегда это труд физический, от зари до зари, без привязки к каким-либо графикам и распорядкам. Плюс, расходы в деревнях заметно выше расходов горожан, особенно в зимнее время. В силу множества факторов, таких как бездорожье, печное отопление, малое число торговых точек и плохой доступ к медицинским услугам, сельский повседневный быт неизмеримо сложнее, чем городской. Эти обстоятельства не могли не учитываться при принятии решения о надбавке в 25% к фиксированной пенсионной выплате. Однако дело не только в них, уверяют опрошенные «МК» эксперты.
В советскую эпоху существовало четкое разделение на две категории: работники совхозов и работники колхозов, напоминает профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. Первым, отмечает аналитик, государство платило пенсии в соответствии с нормами, установленными для рабочих промышленных предприятий. На вторых же не распространялся закон о социальном обеспечении, они получали возмещение из фонда своих колхозных артелей. То есть их «пенсия» зависела о того, как идут дела у колхоза. В конечном итоге эта ситуация выливалась в разницу в материальном обеспечении, нивелировать которую не удавалось до момента распада СССР и фактического упразднения самой совхозно-колхозной системы.
Вторая проблема заключалась в том, что заработные платы в сельском хозяйстве изначально были процентов на 15 ниже, чем в индустриальном секторе. Соответственно, ниже были и пенсии: максимальная составляла 102 рубля, минимальная — 34. А в турбулентных 1990-х годах на селе господствовал бартер: многие труженики получали вместо зарплаты продукты питания.
В итоге начисление пенсий не производилось, и сегодня за это расплачиваются те, кто стал пенсионером в начале 2000-х годов, поскольку возмещение идет по низшей базе, рассказывает Сафонов.
«Разумеется, встал вопрос, а что же дальше делать с этой исторической несправедливостью, — говорит собеседник «МК». — Единственный выход — проводить повышенную индексацию пенсионерам, живущим в сельской местности. В этой связи вспоминается успешный отечественный опыт: в 2010 году началась так называемая валоризация, то есть переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года».
Заметим, что речь идет о надбавке к пенсии за советский трудовой стаж — мере государственной поддержки всех пенсионеров, отдавших свои силы той эпохе. Она положена всем, кто хотя бы один день работал до 1 января 2002 года. Валоризация проводится ежегодно и по сей день.
Механизм компенсации
Индексация пенсии сельским пенсионерам будет происходить ежегодно на размер, определенный общим порядком. В 2020 году, напомним, планируется повысить пенсии на 6,6%. Таким образом, ежемесячная доплата в 1333,55 рубля также увеличится на этот коэффициент и составит уже 1421,56 рубля. В последующие годы ожидается такой рост: 2021-й — на 6,3%, до 1511,12 рубля; 2022-й — на 5,9%, до 1600,27; 2023-й — на 5,6%, до 1689,89; 2024-й — на 5,5%, до 1782,84 рубля.
В начале этого года пенсионер, проработавший 30 лет на селе, с учетом январской индексации и повышения за сельский стаж в среднем получил страховую пенсию в размере 17860 рублей. Тогда как в прошлом году выплата составляла 16526,45 рубля.
Если пенсионеру положены другие надбавки, «привязанные» к фиксированной выплате, то будут индексироваться и они: за инвалидность I группы; по достижении 80 лет; за иждивенцев; за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему регионах.
«В селе прожить не так просто, тем более людям пенсионного возраста, — рассуждает старший аналитик Информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. — Да, тут нет городских соблазнов в виде множества торговых центров и развитой сферы услуг, но слишком много приходится делать своими силами, не рассчитывая на структуры ЖКХ и управляющие компании, как в городах. Это все стоит денег. Дополнительные доходы сельским пенсионерам абсолютно не помешают».
Доктор экономических наук Сергей Смирнов убежден: речь идет о механизме компенсации той низкой заработной платы, которую аграрии (за исключением, быть может, немногих «колхозов-миллионеров») получали и на протяжении всего советского периода, и до последнего времени.
«Это попытка сократить разрыв в параметрах пенсионного обеспечения между жителями деревень и мегаполисов, приблизить пенсии селян к выплатам тех, кто работал, скажем, в промышленности. Именно этот мотив я считаю основным, а не специфические условия труда», — говорит эксперт.
Все опрошенные нами эксперты сходятся во мнении: несмотря на то что в деревне и городе принципиально разные стандарты качества жизни и разная ее стоимость, сельские пенсионеры не должны быть вечными заложниками такого положения вещей. Это осознает и государство, которое уже успело облечь свое понимание пусть и не в кардинальные, но в конкретные шаги.
Продолжение следует.
0+