Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 144 Трудового кодекса РФ. Авторы инициативы — депутаты парламента республики Северная Осетия – Алания — конечно же, хотят как лучше. Они предлагают распространить положения будущего закона на медицинских работников, педагогов, а также сотрудников государственных и муниципальных учреждений, работающих в сфере культуры.
Разумеется, кто же против того, чтобы врачи, медсестры, учителя, библиотекари получали зарплату не просто по прожиточному минимуму (который со следующего года в среднем по стране составит 11280 рублей в месяц), а в два раза большую?! Для многих регионов, в том числе кавказских, это весьма актуальный вопрос.
Проблема собственно в одном: откуда брать деньги на эти благие цели? Тем более что никаких точных расчетов — скольких бюджетников нововведение коснется, каких финансовых затрат потребует — авторы идеи к своему документу не прикладывают. Зато предлагают средства на реализацию проекта брать из доходов, «увеличившихся вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы». Все бы хорошо, да только откуда же взять-то в нашей сегодняшней реальности вышеупомянутые «улучшение» и «рост»? ВВП по итогам года дай бог если приподнимется на запланированные правительством 1,3%. Да и то не факт: многие критически настроенные эксперты считают, что даже столь скромный показатель наша погрязшая в болоте стагнации экономика может не вытянуть — разве что при условии ставших уже привычными цифровых ухищрений Росстата. А деньги-то, если законопроект будет одобрен, надо будет платить бюджетникам настоящие, а не нарисованные...
Собственно, все, что предлагает федеральный бюджет работникам бюджетной сферы, давно и хорошо известно. С 1 октября текущего года зарплаты федеральных госслужащих и работников бюджетной сферы проиндексированы на 4,3%. А год спустя, с 1 октября 2020 года, оклады работников бюджетной сферы, которые не вошли в «майские указы», поднимут на 3,8%. Причем индексация не затронет педагогов, врачей, работников учреждений культуры, преподавателей вузов и научных сотрудников.
Так что хорошо ли, плохо ли, но никаких удвоений зарплат относительно прожиточного минимума федеральный бюджет не предусматривает. Что вполне естественно при символическом росте экономики на 1 процент с копейками. Следовательно, тяжесть выполнения соответствующего закона, в случае его принятия, ляжет на региональные бюджеты. А у нас в России из 85 субъектов Федерации регионов-доноров, по разным подсчетам, 12–14, не больше. Остальные семь десятков стоят с протянутой в сторону федерального Минфина рукой и ждут оттуда дотаций.
За счет чего они будут изыскивать в своем дырявом кармане «лишние» сотни миллионов на незапланированные ранее доплаты бюджетникам? Нет, тут, конечно, можно предложить что-нибудь типа «пусть местные чиновники воруют меньше» или «пусть местный губернатор пошарит на чердаке своей дачи — когда к нему придут с обыском фээсбешники, наверняка там найдут добра не на один миллиард».
Но это все пустое сотрясение воздуха, финансовая система так в наших реалиях не работает. А работает она так, как мы это видели на примере исполнения майского — еще от 2012 года — указа президента. Тогда, помнится, тоже требовалось от местных бюджетов довести зарплаты преподавателям, научным сотрудникам и врачам до 200% от средней по региону. Обернулось же это скандальным слиянием и массовым закрытием институтов, школ, больниц, масштабным увольнением одних специалистов, за счет «высвободившихся» зарплат которых местные власти и организовывали удвоение для оставшихся.
К гадалке не ходи — так же будет и на сей раз: благое намерение обернется бедой для миллионов бюджетников (которых настоятельно попросят освободить их рабочие места в пользу тех, кому нужно повышать оклад) и их семей. Утешает только одно: те майские указы не выполнять было нельзя — все-таки за ними стоял президент. Инициативу же осетинских депутатов вполне можно упрятать под сукно и похоронить в недрах Госдумы. Понятно, что лучше от этого врачам, учителям и библиотекарям в регионах не станет. Но, главное, не станет и хуже — по нынешним временам, это уже достижение...