Речь идет о начисленной, но не выплаченной заработной плате. Законопроект расширяет полномочия Роструда и вводит упрощенный механизм взыскания денег со счетов должника-работодателя в пользу его работников. Порядок такой: сначала госинспектор примет решение о принудительном исполнении; затем он направит документы судебным приставам, а те в свою очередь попытаются разыскать средства должника. Это позволит оперативно погасить задолженности, избежать многомесячной судебной волокиты и потери истцами средств, уходящих на оплату услуг юристов, уверен глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарёв.
Общую задолженность по зарплате в стране Росстат оценивает в 2,6 млрд рублей. Чаще всего от задержек страдают работники обрабатывающих производств, строительной отрасли, сельского хозяйства, транспорта, ЖКХ, здравоохранения и соцуслуг. В 2018 году работодатели задолжали деньги более чем 540 тыс. работников, однако многие граждане так и не могут добиться выплаты своего заслуженного заработка. По оценкам экспертов, задержки вызваны несколькими вполне понятными причинами: во-первых, экономика стагнирует; во-вторых, отсутствует должный контроль над работодателями. Доходы предприятий и компаний неуклонно снижаются, а расходы, напротив, растут. Предусмотренные Трудовым кодексом штрафы, как правило, не останавливают недобросовестных менеджеров, стремящихся сэкономить на персонале.
«Новая мера по принудительному взысканию задолженности сама по себе неплоха, но мне она видится половинчатой, — говорит профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. — Правильнее было бы обратиться к опыту других стран, например Германии, и сформировать отдельный состав судов по трудовым вопросам. Это бы, во-первых, ускорило процесс рассмотрения исков, во-вторых — позволило свести к минимуму количество ошибок».
Дело в том, поясняет собеседник «МК», что специфика трудовых отношений, в частности оплаты труда, невероятно сложна. Тут требуются особые знания и глубокая компетентность, которыми зачастую не обладают ни сотрудники судов общей юрисдикции, ни рострудинспектора. Абсолютно нереально разобраться во всех вопросах, применяя только нормы законодательства: нужно тщательно исследовать и содержание трудового договора, и обязанности заключивших его сторон, и порядок выплаты заработной платы. Естественно, обычный суд в силу своей извечной загруженности не способен принимать верные решения в каждом таком случае.
Кроме того, законопроект создает опасность появления коррупционных схем: работодатели, априори располагающие куда более серьезными финансовыми ресурсами, чем работники, вполне могут откупиться от трудовых инспекторов. В результате те не будут составлять протоколы и направлять дела на взыскание.
Что касается проблемы суммарной задолженности по заработной плате, то сегодня она не так актуальна, как в «нулевых» годах, отмечает аналитик. По его словам, пик неплатежей пришелся на 1998 год — тогда среднемесячная задолженность составляла 100 млрд рублей. Основное снижение произошло в период с 1998-го по 2004 год, а после 2010 года уровень неплатежей в целом почти не меняется — во многом благодаря заметно подросшему Фонду оплаты труда. Однако, резюмирует Сафонов, если с позиции макроэкономики эта тема малозначима, то с точки зрения каждого отдельного пострадавшего работника — жизненно важна.
Добавим, что изменения не коснутся рынка «серых» зарплат, на котором трудовые договоры попросту отсутствуют. То есть, принимая нынешние поправки в ТК, государство никак не может повлиять на сектор, чья доля в ВВП оценивается в 13%. Соответственно, ни о какой управе на работодателей-теневиков не может быть и речи.