Выступая перед парламентариями, Новак постарался дать положительную характеристику ситуации в электроэнергетической сфере России. Он заявил, что рост потребления электроэнергии по итогам этого года составит примерно 1%. В прошлом году было этот показатель оказался больше — 1,7%, но его снижение стало результатом программы энергоэффективности. К 2021 году энергопотребление будет расти гораздо заметными темпами — до 3%.
Дефицита с поставками электроэнергии россияне ощущать не будут — прирост ее производства в 2019 году обещает составить 0,9%. Совершенствование законодательства позволило привлечь в отрасль 6 трлн рублей инвестиций, нарастить резервы и сохранить ее стабильность. Если раньше при перебоях с электроснабжением потребителям приходилось сидеть без света в среднем по 3,5 часа, то сейчас восстановление энергопитания занимает на час меньше. Цель, которую ставит перед собой энергетики, сократить это время до 30 минут.
Проблемных моментов, в первую очередь, ликвидации перекрестного субсидирования — государственной практики, при которой одни потребители платят за электроэнергию по заниженным тарифам, тогда как для других, в основном промышленных предприятиях, расценки гораздо выше и они фактически дотируют отрасль, министр касался более осторожней. Он заявил, что Минэнерго в ближайшее время собирается внести в Госдуму законопроект о равномерном перекрестном субсидировании для всех участников рынка.
Механизм перекрестного субсидирования по сей день является одним из главных инструментов, за счет которого чиновники поддерживают стабильное положение электроэнергетической отрасли. Этот метод регулирования тарифов — для одних цены выше, для других ниже — позволяет генерирующим компаниям получать прибыль, которая соответствует издержкам на производство.
Справедливость такого подхода вызывает серьезные сомнения, особенно у тех, кому приходится платить по повышенным тарифам. Тема отказа от перекрестного субсидирования или хотя бы о его снижении неоднократно поднимался в правительственных кругах, но конкретных решений принято не было. Летом этого года Минэкономразвития предложило переложить тарифную нагрузку, возникающую в результате разницы цен, на бюджет. Сумма, которую пришлось бы вынуть из казны на эти цели, превышала 400 млрд рублей. Проект не прошел — как говорили в кулуарах правительства, тратить дополнительные бюджетные средства не согласился первый вице-премьер — министр экономики Антон Силуанов.
На полный отказ от перекрестного субсидирования государство вряд ли пойдет и по другим причинам. По словам депутата Госдумы Андрея Ветлужских, для оплаты электричества по рыночным ценам у населения элементарно не хватит средств из-за низкого уровня доходов. Долги россиян за ЖКХ превысили уже превышают 1 трлн рублей. Существенная част этой суммы приходится на просроченные обязательства за электричество.
По мнению старшего аналитика «БКС Премьер» Сергея Суверова, законопроект, предлагаемый Минэнерго, скорее всего предполагает менее радикальный вариант, нежели возложение расходов на бюджет и вряд ли серьезно подымет цены для населения. «Сейчас по завышенным энергетическим тарифам приходится расплачиваться малым и средним предприятиям, — отмечает эксперт. — Равномерное перекрестное субсидирование будет означать, что часть расходов ляжет и на крупные промышленные концерны, что выглядит логичным решением. Другое дело, что большой бизнес, и так обремененный высокими налогами, будет возражать такому решению. Для субсидий неплатежеспособных граждан они потребуют от государства льготы, поэтому деньги все равно придется брать из бюджета».
Читайте также: Набиуллина вступила с Орешкиным в цифровой клинч