Предыдущие раунды газовых «трехсторонок» проходили 19 сентября и 21 января этого года, а также 17 июля 2018 го. Участие в них неизменно принимали министры энергетики РФ и Украины, руководители «Газпрома» и «Нафтогаза» и представители Еврокомиссии в качестве посредников. Ни одна из встреч не стала прорывной, и переговорный процесс фактически зашел в тупик. Российскую позицию обозначил президент Владимир Путин, заявивший 2 октября, что Москва готова на год продлить контракт на прокачку газа с Киевом, если будет подписан новый договор в соответствии с европейскими правилами. В свою очередь глава «Газпрома» Алексей Миллер 18 октября заметил, что продление контракта на транзит будет единственным выходом из ситуации, если Украина не создаст независимого оператора газотранспортной системы (ГТС).
Брюссель и Киев с этим категорически не согласны и настаивают на заключении нового соглашения на срок от 10 лет. Действующий контракт не соответствует нормам ЕС, значит, его продление невозможно с юридической точки зрения, поясняет Марош Шефчович. Кроме того, по мнению еврочиновника, объемы прокачки газа должны быть более привлекательными, в том числе для инвесторов, заинтересованных в модернизации украинской ГТС. Между тем в 2018 году по украинским трубам было прокачано более 86 млрд куб. м российского газа — заметно меньше, чем в 2017 м (почти 94 млрд куб. м), поскольку магистральный газопровод между Россией и Германией «Северный поток» продемонстрировал исторический максимум загрузки (56,8 млрд куб. м).
«Никаких шансов на подписание нового договора нет, — считает заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — В октябре Верховная рада только в первом чтении приняла поправки к законам, позволяющим приблизить законодательство ЕС к украинскому. И сейчас у «Газпрома» и Правительства РФ сложилось впечатление, что Киев не успеет до 1 января внедрить у себя европейские нормы, хотя тамошние чиновники утверждают обратное. Пока на Украине не будет сформирована европейская регулятивная среда, все разговоры о новом контракте теряют смысл».
Гривач не исключает, что участники встречи в Брюсселе обсудили «план Б», который позволит сохранить транзит газа в Европу при любых обстоятельствах и после 31 декабря 2019 го. По словам старшего аналитика ИАЦ «Альпари» Анны Бодровой, «мяч» сейчас на стороне Киева, а Москва готова договариваться и открыта любым предложениям.
Безусловно, «Газпром» заинтересован в сохранении украинского транзита, заметил партнер RusЕnergy Михаил Крутихин. По его словам, нынешние мощности российской газовой корпорации, включая магистральные трубопроводы, неспособны оперативно реагировать на скачки и провалы в потреблении топлива, которые могут длиться в течение суток, недели, месяца или даже сезона. С этим в состоянии справиться только ГТС Украины, располагающая большими запасами газа в подземных хранилищах. Она может гибко реагировать на любые изменения, и это гарантия того, что «Газпром» выполнит свои обязательства перед европейскими партнерами.
Между тем сертификация независимой организации под названием «Оператор ГТС Украины» оказалась под угрозой из-за долгов распределительных компаний, превышающих 40 млрд гривен (почти $1,6 млрд), заявил директор компании-оператора ГТС Сергей Макогон. По его словам, эта сумма — прямое следствие «неэффективной тарифной политики» и «несовершенной модели рынка», того, что до сих пор рынок газа для населения Украины не стал сбалансированным и прозрачным. Без решения этой проблемы будущее нового оператора ГТС крайне туманно, поскольку источников для возмещения долгов нет, признается Макогон. Добавим, что ровно в той же степени неизвестна и дальнейшая судьба газового транзита через Украину.
Итоговая пресс-конференция вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича запланирована на поздний вечер, уже после подписания в печать номера «МК».