Решение об обязательной замене подшипников было принято в сентябре на комиссиях по вагонному хозяйству и по безопасности движения Совета по железнодорожному транспорту СНГ. Идею поддержали в Минтрансе. В министерстве отметили, что кассетные подшипники, во-первых, более надежны в сравнении с роликовыми. Во-вторых, используемые в российских вагонах роликовые подшипники изготавливаются в основном в Казахстане и на Украине, и их замена - часть политики импортозамещения. В-третьих, благодаря переходу вырастет скорость передвижения.
Однако владельцы вагонов и производители роликовых подшипников выступили резко против инициативы. Они обратили внимание на отсутствие необходимости в таком переходе, а также в его затратности. Главы 14 крупнейших операторов, управляющих 600 тысячами вагонов, написали открытое письмо первому вице-премьеру Антону Силуанову и вице-премьерам Дмитрию Козаку и Максиму Акимову с просьбой отменить обязательную замену роликовым подшипников на кассетные, поскольку это финансово затратно. По подсчетам компаний, замена подшипников обойдется им в 200-300 млрд рублей. Обновлять придется почти все имеющиеся в наличии вагоны - 90% всего парка. Кроме того, они обратили внимание на то, что предприятия по производству кассетных подшипников зарегистрированы в США и Швеции, из-за чего рискуют нарваться на западные санкции. Если Минтранс не прислушается к доводам операторов, они грозят вовсе уйти из России.
"В случае введения решения приказом Минтранса России мы будем вынуждены рассматривать в том числе варианты перерегистрации компаний и подвижного состава в другие страны ЕАЭС, где отсутствуют обязательства по переоборудованию вагонов", - цитирует письмо "Коммерсант".
Отмечается, что при таком сценарии ставит под угрозу существование российской вагоноремонтной отрасли, поскольку обслуживание вагонов будет проводиться там, где они зарегистрированы.