Пройдемся по цифрам. Поводом для радости Росстата стало то, что категория тех, кому хватает на еду и одежду выросла на 0,2% до 49,4% по сравнению с прошлым кварталом. Следующая ступень денежной эволюции — это когда денег хватает на еду одежду и товары длительного пользования (технику, крупные покупки). По Росстату, таких семей тоже стало больше — 32,6% вместо 31,7% кварталом ранее. И это еще не вся статистическая благодать: на 0,1% прибавилась категория россиян, которым хватает на все. Таких счастливчиков у нас на всю страну теперь 2,7%. Перемены и в «низших кастах». Тех, кому хватает на еду (на одежду и оплату ЖКХ — уже нет) теперь не 15,2%, а 14,1% населения. Ну а голодающих вообще немного — всего 0,7% вместо 0,8% квартал назад.
«Это положительная тенденция», - так описали в Росстате полученную статистику. После этой фразы представляю коллектив неисправимых оптимистов, чьи стаканы исключительно «на половину полны», а под ливень за окном они дружно поют «У природы нет плохой погоды».
Впрочем, приступ оптимизма у статистического ведомства начался еще на прошлой неделе, когда ведомство зафиксировало взрывной рост реальных доходов населения - аж на 3% в III квартале года. Любопытно, что незадолго до этого начальствующее над Росстатом Минэкономразвития резко и необъяснимо понизило прогноз доходов на 2019 год — с 1% до 0,1%. Не надо быть макроэкономистом, чтобы понять, что такие результаты никак не коррелируют друг с другом.
Собственно, экономисты и указали тогда Росстату на противоречие. Ведомство начало оправдываться. Мол, причиной всему новая методика расчета - та самая, которая в прошлом году позволила впервые за 4 года зафиксировать рост на скромные 0,2%. Совпадение ли, но методику использовали сразу после того, как на «Прямой линии» о начавшемся росте доходов заявил президент Путин, хотя текущими данными Росстата его слова тогда не подкреплялись. Бальзам на душу пролила и статистика Росстата по номинальным зарплатам: они тоже растут, да в два раза выше инфляции — плюс 8,4% за III квартал.
Здорово. Обнадеживающе. Вот только в моем окружении нет ни одного человека, у кого на без малого десятую часть выросли зарплаты. Чем не статистическая выборка?
А вот еще россыпь парадоксов. Если зарплаты и доходы растут, а ряды бедных редеют, тогда почему весь год увеличивается долговая нагрузка во всех финансовых категориях заемщиков - с наименьшими доходами, и средними и с наибольшими. Этой статистикой делится Национальное бюро кредитных историй.
Если доходы растут и бедные позволяют себе то, чего не позволяли раньше, почему стоит на месте оборот розничной торговли? Так не бывает. Когда больше людей покупают еду и одежду, это должно отражаться в прибыли сферы торговли. Но та же статистика фиксирует здесь полное затишье.
Впрочем, россияне уже настолько изловчились в экономии и привыкли покупать все по акциям и скидкам, что торговцам становится все сложнее получать привычную маржу. Доля покупок по скидкам и промоакциям в каждом чеке достигает 70%. Мы предпочитаем любимой марке макарон ту, что будет по акции. Мы покупаем стиральный порошок впрок, если он выставлен на продажу со скидкой, ведь потом ее может не быть. Каждый седьмой житель страны делает так, показывают опросы.
И похоже, государство вполне устраивает эта эпидемия бедности. Довольные жизнью и своим финансовым положением люди становятся независимыми. У нас же в стране политическая идиллия: пока россияне с «растущими» доходами и зарплатами тратят время и силы на поиски скидок, чиновникам никто не мешает «о России думать».