Игорь НИКОЛАЕВ, директор Института стратегического анализа компании ФБК:
«Приведенные в докладе швейцарского банка цифры свидетельствует о том, что в государстве нашем какие-то нелады в плане перераспределения доходов. Одна из причин этого — отсутствие прогрессивного налогообложения. Ведь хотя процесс концентрации богатства наблюдается в последние годы во всем мире, у нас он происходит особенно быстрыми темпами. Причем, что интересно, рост неравномерности в распределении доходов происходит в России не только между богатыми и бедными гражданами, но и между государством и бизнесом тоже. К примеру, в прошлом году доходы федерального бюджета выросли на 17,2%, реальные доходы корпоративного сектора — на 6,3%, а реальные доходы населения даже после всех ухищрений Росстата — на 0,2%...»
Никита МАСЛЕННИКОВ, советник Института современного развития: «Цифры такого рода всегда вызывают сомнение, потому что статистика тут достаточно вольная. Богатство прежде всего оценивается по рыночной стоимости активов на определенную дату, а в условиях волатильности рынков эти показатели могут меняться довольно быстро... Но тенденция есть, безусловно. Доля самых богатых увеличивается во всем мире, и сейчас 1-2% населения земли владеет 90% с лишним глобального богатства.
Дело в том, что после кризиса 2008-09 годов стали быстро расти финансовые рынки, и рост личного богатства происходит в основном как раз за счет роста финансовых активов, связан с финансовыми вложениями и размещениями. Но в любом случае такая ситуация не на века. За последний год было много эпизодов, когда за один день инвесторы теряли по 10-15 млрд.долларов и даже больше, и это может случится и с нашими миллиардерами. Что касается возможного роста социальной напряженности в результате роста неравенства в распределении богатства (стоит вспомнить, что реальные доходы населения в России отстают сейчас от уровня 2008 года на 13%), то к критической черте нынешние показатели не подводят. Но если средства не размещаются в реальную экономику, не создают рабочие места, и идут в основном в финансовые операции, экономика растет медленнее, теряет динамику. И рано или поздно все закончится кризисом».