Нобелевскую премию по экономике присудили за борьбу с бедностью

Лауреатами 2019 года стали сразу трое экономистов

Нобелевская неделя-2019 завершилась: Королевская Шведская академия наук присудила Нобелевскую премию в области экономики сразу трем лауреатам. Ими стали профессор Массачусетского технологического института, француженка Эстер Дюфло, профессор Абхиджит Банерджи и Майкл Кремер. Награда им досталась «за их экспериментальный подход к снижению глобальной бедности».

Лауреатами 2019 года стали сразу трое экономистов
Фото: twitter.com/NobelPrize

Эстер Дюфло стала второй в истории женщиной, получившей «экономического Нобеля». Она же завоевала и лавры самого молодого лауреата этой награды. В школе она изучала русский язык, в 1993 году провела 10 месяцев в Москве, где преподавала французский язык и работала над магистерской диссератцией по истории первой пятилетки в СССР. В 1999 получила степень доктора в Массачусетском технологическом институте.

Абхиджит Банерджи – американский экономист индийского происхождение. Он занимает должность профессора экономики в Массачусетском технологическом институте. Известен как сооснователь Лаборатории по борьбе с бедностью имени Абдула Латифа Джамиля – наряду с Эстер Дюфло, вместе с которой они написали книгу «Бедная экономика: Радикальное переосмысление способов борьбы с глобальной бедностью» (2011).

У Эстер и Абхиджита общие не только экономические труды, но и ребенок. Пара официально поженилась четыре года назад.

Специалист по экономике развития Майкл Кремер занимает должность профессора по развитию обществ в Гарвардском университете и работает научным консультантом в Институте инноваций для борьбы с бедностью, а также состоит в международном обществе по борьбе с нищетой Giving What We Can.

«Нобель» по экономике занимает особое место среди прочих одноименных премий. Эта награда была создана не самим Альфредом Нобелем – а учреждена в 1968 году в его память и в честь своего трехсотлетия Банком Швеции. Это дает кое-кому основания смотреть на премию по экономике искоса как на не совсем полноценную Нобелевскую премию. Более того, некоторые члены семьи Нобель вообще выступают против ее существования. Но за 51 года своего существования эта наград не только доказала свою жизнеспособность, но и вписалась в «нобелевский контекст». В частности, официальный сайт Нобелевского фонда (nobelprize.org) в прямом эфире транслирует церемонию присуждения этой премии. А лауреаты получают диплом, золотую медаль и денежное вознаграждение из рук шведского короля на церемонии, проводимой в Стокгольме ежегодно 10 декабря в годовщину смерти Альфреда Нобеля.

Всего с 1969 по 2018 г. награждение производилось 50 раз, а лауреатами премии по экономике стал 81 человек. При этом в 19 случаях премию делили между двумя награжденными, а в шести случаях награда делилась на троих. В 2009 году премию получила Элинор Остром, ставшая первой и пока единственной женщиной-лауреатом по экономике. В 1973 году премию присудили создателю теории межотраслевого анализа Василию Леонтьеву, американскому экономисту российского происхождения, выпускнику Ленинградского университета. А в 1975 году лауреатом за «вклад в теорию оптимального распределения ресурсов» стал советский ученый Леонид Канторович. Средний возраст нобелевцев-экономистов составляет 67 лет. При этом самым молодым награжденным до последнего времени был 51-летний Кеннет Дж. Эрроу (1972), пока его не обошла в этом году 46-летняя Эстер Дюфло. Самым пожилым остается появившийся на свет в Москве 90-летний американский экономист Леонид Гурвич (2007 г.).

В 2018 году лауреатами стали Уильям Нордхауз («за интегрирование изменений климата в долгосрочный макроэкономический анализ») и Пол Ромер («за интегрирование технологических инноваций в долгосрочный макроэкономический анализ»).

Традиционно в преддверии оглашения имен лауреатов премии по экономике различные СМИ и исследовательские центры выступают с прогнозами и рассуждениями о том, кто из ученых-экономистов достоен получить высокую награду. Так, по мнению Clarivate Analytics, в 2019 году «Нобеля» вполне заслужил Ариэль Рубинштейн, преподающий теорию игр в Тель-Авивском и Нью-Йоркском университетах, известный своими утверждениями о том, что в экономике не хватает здравого смысла и слишком часто проводятся исследования, практически не применяемые в реальном мире. В своей книге «Экономические басни» он утверждает: «Одержимость формальными моделями помогает нам понять, как все работает в реальной жизни», но добавляет: «Я совершенно уверен, что если вместо того, чтобы посвятить свою взрослую жизнь экономическим моделям, я бы изучил это с точки зрения неакадемической профессии, я бы достиг не менее полезного - но гораздо менее абстрактного - понимания».

Также называлось имя Уильяма Брайана Артура в качестве возможного лауреата – за его многолетнюю работу, посвященную исследованию того, как технологические достижения изменили способы работы экономики с течением времени. В своей книге «Природа технологий» профессор экономики, который делит свое время между Институтом Санте Фе, Лабораторией системных наук в Пало-Альто (штат Калифорния) и Стэнфордским университетом, рассказывает о том, как развиваются технологии, становится все более специализированными и поощряют монопольную тенденцию среди поставщиков технологий, наблюдаемую сегодня в деятельности Facebook, Google, Apple и Microsoft.

Звучали в прогнозах и имена Катарины Юселиус, профессора экономики Университета Копенгагена, и ее коллеге по тому же учебному заведению Сорена Йохансена – за их вклад в в эконометрику и анализ коинтеграции, который помогает другим экономистам изучать краткосрочные и долгосрочные эффекты в ранее недоступных экономических данных. По мнению Clarivate Analytics, метод, разработанный Юселиус и Йохансеном, помог «экономистам избежать систематической ошибки в своих анализах».

А вот колумнист Bloomberg Opinion Ноа Смит считает, что очевидным выбором могло бы стать присуждение премии за создание новой кейнсианской теории, гласящей, что спад происходит из-за того, что предприятия испытывают трудности с корректировкой цен в ответ на экономические проблемы: «Хотя это является доминирующей парадигмой в современной академической макроэкономике и используется большинством центральных банков для определения денежно-кредитной политики, новое кейнсианство еще не получило золотую медаль от Швеции. Одной из причин может быть то, что теория - это детище не одного гения, а большой группы влиятельных личностей, каждая из которых добавила ключевые элементы. Среди них Майкл Вудфорд, Стэнли Фишер, Грег Мэнкью, Нобухиро Киотаки, Оливье Бланшар, Гильермо Кальво, Джанет Йеллен, Дэвид Ромер и ряд других. Выбор двух или трех для присуждения приза будет трудным, но кажется неизбежным, что призовой комитет в конечном итоге должен будет признать эту невероятно влиятельную теорию».

Также, по мнению Ноа Смита, премии заслуживает деятельность Клаудии Голдин из Гарвардского университета, автор работ о росте экономического неравенства. «Комбинируя методы экономики труда и экономической истории, Голдин определяет рост образования в качестве ключевой движущей силы снижения неравенства в США в начале ХХ века и обвиняет замедление в образовании в обращении этой счастливой тенденции. Голдин также подробно изучил меняющуюся роль женщин в экономике, сплетая вместе такие тенденции, как отсроченные роды, расширение образования и дальновидность в принятии решений, чтобы создать авторитетную историю о том, как и почему женщины пришли на формальную рабочую силу. Она выступает за гибкий график работы, чтобы сократить разрыв в оплате труда. И она предположила, что дискриминация по признаку пола на рабочем месте является следствием того, что мужчины боятся, что профессии, в которых они доминируют, будут обесценены, если женщины вступят в должность. В эпоху, когда общество борется за устранение гендерного неравенства, работа Голдина является важной дорожной картой».

Под № 3 в прогнозах Ноа Смита значился Дэвид Кард: «За последние три десятилетия в профессии экономиста произошли большие изменения. Область перешла от теоретической дисциплины к дисциплине, основанной на эмпирических данных. Хотя этот переход - работа многих тысяч экономистов, возможно, никто не указал путь вперед так же ясно, как Дэвид Кард из Калифорнийского университета в Беркли. Его выдающиеся исследования в области низкоквалифицированной иммиграции и минимальной заработной платы изменили дебаты по этим важнейшим вопросам, удивив экономистов, которые обнаружили - теперь подтвержденные десятилетиями последующих исследований - что ни один из них не наносит особого ущерба местным работникам. Эти результаты изменили мир, но они представляют собой лишь небольшую часть обширной работы Карда. Если кто-то заслуживает того, чтобы получить Нобелевскую премию за сейсмический сдвиг, который изменил сам смысл экономических исследований, то, вероятно, это Кард».

Еще одним экономистом, достойным «Нобеля», Ноа Смит считает Пола Мильгрома из Стэнфордского университета: «Он был главной фигурой в создании теории аукциона - вероятно, самой эмпирически успешной и практически полезной экономической теории всех времен... Он также внес глубокий вклад в наше понимание финансовых рынков, моделируя то, как маркет-мейкеры взаимодействуют с информированными и неосведомленными трейдерами, и помогая объяснить, почему торговля происходит в первую очередь... Вклад Мильгрома в теорию игр, теорию контрактов, экономику труда, организацию производства, экономику информации и обучения и другие области слишком многообразен, чтобы упоминать или уточнять здесь. Если он никогда не будет удостоен Нобелевскую премию за эту виртуозную карьеру, это будет большим сюрпризом».

И завершает топ-пятерку достойных «Нобеля» экономистов, по версии Ноа Смита, американский ученый турецко-армянского происхождения Дарон Аджемоглу: «Аджемоглу занимается большими вопросами о том, почему нации растут, развиваются или застаиваются и приходят в упадок - вопросы, на которые редко, если вообще когда-либо, можно получить однозначные ответы».

Читайте также: Жозеф Плато: физик, пожертвовавший зрением ради науки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру