Еще более открыто говорят о приближении нового глобального мирового кризиса независимые эксперты. Детали читайте в материале «Мировой экономический кризис грянет в 2020 году и накроет Россию».
И в это тревожное время Дмитрий Медведев провел совещание с членами правительства на животрепещущую тему: как ускорить экономический рост в стране.
Вопрос более чем актуальный. Ведь еще совсем недавно, в мае 2018 года, в рамках своего знаменитого Указа, президент Путин ставил задачу обеспечить экономический рост в стране темпами выше мировых. То есть правительство должно вырулить на рост ВВП в 3-3,5% в год, как минимум.
С тех пор минуло почти полтора года и можно констатировать, что задача с треском проваливается. Минэкономразвития ждет по итогам года роста на 1,3%. А Всемирный банк накануне собственный прогноз по России уменьшил (в четвертый раз за год) до 1%. Но даже этот сверхскромный уровень кажется сегодня недостижимым: ведь по итогам первого полугодия, согласно Росстату, ВВП подрос всего лишь на 0,7%. Фактически, в пределах статистической погрешности. Это значит, что наша экономика прочно и надежно завязла в болоте стагнации.
И в этом смысле факт проведения правительственного совещания абсолютно понятен и оправдан. Требуется полноценный мозговой штурм, чтобы выработать шаги для срочного вытаскивания экономики за волосы из вышеупомянутого болота. Но результат оказался обескураживающим: Минэкономразвития должно написать план ускорения с «целевыми показателями, сроками, ответственными за выполнение».
«Это не должно быть повторением нацпроектов и госпрограмм», - подчеркнул Медведев. А, собственно, почему не должно? Получается, что нацпроекты и госпрограммы, которые до этого активно сочинялись чиновниками, яйца выеденного не стоят, и теперь нужен новый документ под названием «план», который — к гадалке не ходи! - будет иметь точно такую же ценность.
Нет сомнения: ведомство Максима Орешкина очередную бюрократическую задачку легко расщелкает: искомый план будет написан и представлен. И точно также не вызывает сомнения, что на темпы экономического роста эта бумажка абсолютно никак не повлияет.
Экономисты давно уже поставили российской экономике диагноз: сложившаяся в в начале XXI века модель роста, опиравшаяся на приток средств в казну от экспорта сырья, давно уже себя исчерпала. А ничего взамен правительство не придумало, вот и бултыхается отечественный ВВП вблизи нулевой отметки.
Чтобы напрочь заглохший мотор экономического роста завести, нужно не дежурные совещания проводить и не пустые бумажки писать, а принимать реальные меры и совершать нестандартные шаги. Для этого требуется две вещи — финансовые ресурсы и политическая воля.
Как ни странно, с первым у нас дело обстоит гораздо лучше, чем со вторым. На сегодняшний день правительственные финансовые закрома просто лопаются от «лишних» денег. Фонд национального благосостояния — главная правительственная «кубышка» - насчитывает без малого 8 трлн рублей ($123 млрд). Международные резервы ЦБ — еще $530 млрд. Наконец, профицит текущего бюджета (превышение доходов над расходами)- свыше 2,5 трлн рублей (почти $26 млрд). С таким мощным ресурсом правительство может пойти практически на любой финансовый маневр, но удивительным образом предпочитает не делать ничего, что всерьез расшевелит экономику.
А можно ли вообще что-то сделать в сложившихся условиях? Можно и нужно, утверждают эксперты, с которыми автору этих строк довелось обсуждать проблему — и наперебой предлагают свои меры.
Либералы считают необходимым провести массовую приватизацию неповоротливых монстров — госкомпаний и развязать руки малому бизнесу, резко понизив налоговое бремя на него.
Государственники настаивают на том, чтобы триллионные средства, лежащие мертвым грузом в резервных фондах, пустить на масштабные госинвестиции в реальный сектор.
Популисты советуют объявить кредитную амнистию: простить погрязшему в займах населению его долги (пустив «лишние» триллионы на поддержку пострадавших от этого решения банков) и, тем самым, резко повысить покупательную способность россиян. Еще одно подобное предложение — выдать деньги на руки бедным (коих у нас 20 миллионов), так, чтобы каждая малоимущая семья преодолела планку прожиточного минимума. Это также приведет к всплеску покупательной активности, а заодно поможет выполнить указ президента по искоренению бедности в стране.
На самом деле в экономике простых решений не бывает. Можно легко привести массу доводов против каждого из услышанных предложений. Скажем, массовые государственные инвестиции могут обернуться столь же массовым воровством средств (вспомним хоть стадион в Петербурге, хоть космодром «Восточный»). А масштабная раздача денег бедным грозит обернуться взлетом инфляции и обесценением этих самых денег.
Но для того и существует правительство, чтобы полноценно оценивать риски и все-таки делать жизненно важные для экономики шаги. Bпрочем, почти демонстративное невмешательство в ход экономических событий (как идет, пусть так и идет), исповедуемое кабинетом Медведева — тоже позиция. Одна беда: это ничегонеделание оборачивается катастрофически затянувшимся на 6 лет падением реальных доходов населения. Люди живут все хуже, и все понимают, что выход один: резкое ускорение экономического роста. Понимают, но ничего не делают.
Говоря о темпах экономического роста, премьер на совещании заметил: «нет задачи просто во что бы то ни стало натягивать красивые цифры, если они в конечном счете ни к чему не ведут». Тут ни прибавить, ни убавить. Слова Дмитрия Анатольевича, как он сам нам в свое время поведал, «в граните отливаются».
Читайте также: «Мировой экономический кризис грянет в 2020 году и накроет Россию»