И отрыв действительного от желаемого не сокращается, а нарастает. Это признают и в Минэкономразвития, где ждут не ускорения, а дальнейшего замедления экономики, и в ЦБ. Указ президента становится все больше похожим на «программу построения коммунизма».
Прошедшее лето скорее развеяло надежды на увеличение темпов роста экономики, чем укрепило их. А ведь как начиналось! Май — 0,3%, июнь — 1% (Росстат, правда, сначала показал 0,2%, но пересчитал и исправился), июль — 1,8% (Росстат подтянул вверх первоначальные оценки в 1,7%), август — 1,6%. Казалось бы, ничего страшного, это всего один, тем более самый отпускной месяц, он погоды не делает. Но вот комментарий Максима Орешкина, с которым он выступил не на какой-нибудь пресс-конференции, а на совещании у президента Владимира Путина: «Есть, во-первых, амбициозные задачи, о которых вы только что сказали. Во-вторых, есть риски не ускорения, а замедления экономики в ближайшие 12 месяцев». Амбициозные задачи — это в конечном счете реализация майского указа и соответствующих ему национальных проектов. Но особенно стоит подчеркнуть последнее утверждение Орешкина: налицо «риски не ускорения, а замедления экономики в ближайшие 12 месяцев». Министр предупреждает президента: пока достаточных ресурсов для начала полноценной реализации нацпроектов нет. Это подтверждает и упавший в сентябре индекс деловой активности в обрабатывающих отраслях, произошедший на фоне максимального за 10 лет падения объема заказов, о чем говорят опросы предпринимателей, проводимые исследовательской организацией Markit.
Как известно, Путин поставил задачу существенного роста производственных инвестиций, закладывающих основу будущего роста. Уже в 2020 году надлежит добиться темпа их роста в 5%. Пока до этого далеко. 26 сентября ЦБ снизил прогноз роста инвестиций в основной капитал в третьем квартале 2019 года до 0,3–0,8% с 0,5–1%.
Реальное положение дел таково, что, похоже, экономистам придется отложить споры о том, куда эффективнее инвестировать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), а в 2020 году открывается сезон использования его ресурсов, лимит неснижаемых резервов в 7% ВВП будет преодолен. «Норвежский вариант», когда нефтяные деньги вкладываются в зарубежные ценные бумаги, причем не только в самые надежные гособлигации, где размещены средства ФНБ, а и в акции и облигации зарубежных компаний, или использование средств ФНБ для предоставления валютных кредитов зарубежным странам с обязательством их использования для закупки российской продукции, должны будут, скорее всего, потесниться в пользу инвестиций в поддержку нацпроектов. Та же цель будет поставлена и перед инвестициями из федерального бюджета, и из инвестиционных программ госкомпаний. Эти средства сами по себе, а также специальные льготы (вокруг механизма предоставления которых в правительстве идет жаркий спор), должны будут привлечь и приток частных капиталов.
Таким может стать ближайшее будущее экономики. Но может и не стать. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин подсчитал: «В прошлом году неисполнение расходов (федерального бюджета. — «МК») составило 778,3 млрд рублей. Это 4,4% расходов бюджета, или 0,7% ВВП. Хочу сказать, что, похоже, мы к концу этого года идем на новый рекорд: и в следующем году на 1 января зафиксируем еще больший объем неисполнения расходов бюджета». Если раньше Минфину приходилось работать в условиях нехватки средств, то сейчас большую проблему составляет их избыток. Сам Кудрин надеется, что неиспользуемые средства бюджета — это накопления будущих инвестиций в нацпроекты. Но не исключено и другое: Минфин никогда с готовностью не расставался со своими резервами, обосновывая их сохранение страховкой от стай «черных лебедей», которые тем и отличаются, что их прилет всегда внезапен.
В любом случае «час Х» все ближе. Пока ресурсов для реализации нацпроектов недостаточно. Нужны инвестиции. Главный же их источник — государство. Будет ли оно эту функцию выполнять, насколько активно и с какой эффективностью, станет ясно совсем скоро.