В России, на фоне низкого экономического роста и падения реальных доходов населения, этим летом существенно вырос спрос на неорганизованные путешествия: в 2019 году около 34% россиян были готовы самостоятельно покупать авиабилеты и бронировать отели, тогда как еще год назад их число, согласно ВЦИОМ, не превышало 28%. Кроме того, соотечественники стали чаще выбирать для путешествий сентябрь и октябрь, сокращая сроки пребывания на курортах, что опять же связано с более привлекательными ценами. Активным спросом пользуются горящие путевки, которые больше шансов приобрести осенью, а не летом. Зачастую нашим людям, как показывают соцопросы, денег не хватает на еду, не то что на отпуск. По данным специалистов туристического рынка, в этом году спрос на отдых осенью вырос почти на 25%, а цены на популярные сезонные направления, типа Праги и Пхукета, снизились где-то на 10%. Возможно, это поможет поддержать турпоток.
«В текущем году отмечается снижение расходов россиян на зарубежные поездки почти на 4%, и это после небольшого восстановления в последние два года. Причем подобная же ситуация во многих развивающихся странах: бразильские и мексиканские туристы сократили траты на 5 и 13% соответственно. Всему виной тяжелое экономическое положение и нестабильный курс национальных валют, характерный для этих стран», — рассказал «МК» эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.
Выездной туризм в России тесно связан с доходами населения и кредитами. Поскольку реальные доходы не увеличиваются, возможности путешествовать на свои кровные ограничены, что и фиксируют социологи ВЦИОМ. Но, по информации АТОР, за первое полугодие 2019 года россияне совершили на 6,7% больше поездок за рубеж, чем в том же периоде 2018 года. Однако эти цифры АТОР приводит по данным погранслужбы, которые включают не только турпоездки, но и иные пересечения границы. В частности, из общего объема выездов 36,6% пришлось на постсоветские страны, включая Прибалтику. Основное здесь — деловые и коммерческие посещения, туризм на втором плане, по оценке АТОР. Еще 16,8% — приграничные направления: Польша, Китай, Финляндия, и это, главным образом, личный шопинг и «ручная» торговля.
В то же время дальнее зарубежье, составившее 46,7% выездов, включает прежде всего именно туризм. Лидер по выезду — Турция, занимающая 13% от всех заграничных поездок и 28% от трафика дальнего зарубежья. А лидером по росту числа путешествий стала Черногория, принявшая на 50% больше россиян, чем годом ранее.
Отметим, что, по оценкам банков, около 10% граждан ездят отдыхать в долг. Люди вынуждены брать кредиты, чтобы отправиться в путешествие с семьей. Эксперты поясняют, что россияне и так откладывали жизнь «на потом» начиная с 2014 года и больше не в состоянии ждать. Поэтому предпочитают вывозить детей на море даже в долг.
«По такой структуре выезда видно, что если жители России и осуществляют турпоездки, то предпочитают недорогие направления именно из-за ограниченности доходов. И, безусловно, даже при этом для данных целей они активно пользуются кредитами банков, которые во многом замещают доходы», — считает руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман.
Читайте также: Эксперты сравнили трудолюбие россиян с другими странами