Террористическая атака беспилотников на главные нефтяные города Саудовской Аравии, обеспечивающей 5% мировой добычи «черного золота», привела к сокращению производства в этих провинциях с 10 млн до 5,7 млн баррелей в сутки. В результате котировки Brent и WTI сразу же подскочили на 12–13%. По отдельным контрактам стоимость «черного золота» выросла почти на 20%.
Представители Эр-Рияда заявили, что их добывающие возможности способны оперативно вернуть на мировой углеводородный рынок до 2 млн баррелей в сутки. Стабилизировать положение с сокращением поставок сырья также пообещал Трамп, разрешивший предоставить энергоресурсы из американских стратегических ресурсов. На распечатку своих энергетических запасов Вашингтон соглашался пойти в единичных случаях: в 1991 году из-за операции «Буря в пустыне», в 2005 году после урагана «Катрина» и в 2011 году из-за гражданской войны в Ливии.
Не исключено, что США придется прибегнуть к такой мере в четвертый раз — как полагают аналитики Reuters, если саудиты в кратчайшие сроки не восстановят свои добывающие мощности, то стоимость барреля подскочит до $100.
Вместе с тем, возможно, что Вашингтон намеренно нагнетает обстановку на энергетическом рынке — США за последние годы за счет активной разработки своих месторождений уже потеснили Саудовскую Аравию и Россию на пьедестале основных производителей «черного золота». Добиться аналогичных показателей по экспорту энергоресурсов у Вашингтона не получается — Китай и Индия, главные в мире потребители нефти, ориентируются на контракты с традиционными поставщиками из Ближнего Востока, а также России. Кроме того, саудовская госкомпания Saudi Aramco проинформировала Дели, что атаки дронов на нефтяные объекты не скажутся на отгрузке сырья индийским клиентам.
Представители российской добывающей отрасли также не видят причин для беспокойства. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, дефицит топлива, который рискует возникнуть из-за ситуации в Саудовской Аравии, будет восполнен из мировых коммерческих нефтяных резервов — сырья, добычу которого могут быстро нарастить основные производители «черного золота». «В настоящее время в мире достаточно запасов, чтобы в среднесрочной перспективе покрыть недостаток нефти», — уверен министр. Есть и противоположные мнения: как заявил экс-глава Минэкономразвития Герман Греф, скоро Россия может столкнуться с серьезным «сырьевым шоком», который уронит баррель до $40.
Рост нефтяных котировок, который может произойти в случае сохранения нестабильной геополитической обстановки на основных добывающих рынках мира, окажется выгодным для отечественного федерального бюджета. Ежегодно экспортные поставки российской нефти составляют 250 млн тонн. При стоимости «черного золота» в $60 за баррель доход от продажи сырья за рубеж составляют $110 млрд. Если «бочка» подорожает до $100, то экспортная выручка России превысит $180 млрд. Как государство будет распоряжаться этими средствами: направит на индексацию социальных выплат или будет использовать их в рамках реализации национальных проектов, — пока остается под вопросом.
Между тем на российской валюте, стоимость которой в последнее время в значительной степени отвязалась от цены нефти, события в Саудовской Аравии отразились минимально. Официальный курс доллара упал лишь на 64 копейки — до 63,82 рубля. «Отвязав поведение национальной валюты от «черного золота», наша страна наступила на собственные грабли. Снижение стоимости доллара на 60 копеек при стремительном росте барреля — скромные отголоски внушительного прыжка Brent, — уверен старший аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Суверов. — Подорожание нефти выше $100 неочевидно. Максимальная отметка, до которой может провалиться курс доллара, — это 60 рублей, хотя, скорее всего, его стоимость не опустится ниже 62 рублей».