Некоторые надежды на то, что ведомство Максима Орешкина все-таки скреативит какие-то принципиально новые подходы, дабы завести заглохший маховик экономического роста в стране, теплились. Но, увы, по факту они оказались несостоятельны. Восемь мер, предложенных МЭР, в высшей степени банальны. Улучшение инвестиционного климата и повышение эффективности рынка труда, совершенствование госсектора и госуправления, развитие конкуренции и технологий, увеличение инвестиций и активизация экспорта, особенно несырьевого — обо все этом уже написаны тома чиновничьих документов и произнесены мириады слов с высоких трибун. И вот опять...
Как сказал мне один эксперт, с которым мы обсуждали вышеперечисленные меры, Минэкономразвития предложило много нового и интересного. Только то, что интересно — не ново, а то, что ново — не интересно. И действительно, по поводу каждого из этих пунктов хочется только недоуменно пожать плечами.
Взять те же инвестиции в основной капитал. Что, кто-то в правительстве не знает аксиомы: нет прироста инвестиций, нет и экономического роста? Однако инвестиции в основной капитал в первом полугодии 2019-го выросли на жалкие пол процента. Ну и рост ВВП соответствующий. И что изменит «новая мера»?
Или взять рост той же конкуренции, провозглашаемый МЭР. Ничего по-поводу защиты прав частной собственности, активизации малого и среднего бизнеса министерство не предлагает. Зато с упорством, достойным лучшего применения, продолжает верить в развитие госсектора и чудеса госуправления, которые, собственно, и обнулили экономический рост в стране.
А для того, чтобы наращивать несырьевой экспорт, надо что-то соответствующего уровня производить: компьютеры, автомобили, самолеты...У нас же с этим, как известно, большие напряги. Да еще и из под западных санкций мы никак не можем выбраться, что, мягко говоря, не способствует нашей грядущей внешнеторговой экспансии, прописанной МЭР.
И подобные контраргументы есть, практически, по каждому из 8 пунктов. Собственно, никаких иллюзий по-поводу их реалистичности не строит и само министерство. О чем наглядно свидетельствует подготовленный им и обнародованный в тот же день новый макроэкономический прогноз развития России.
Никаким ускоренным ростом экономики (который, казалось бы, логично спрогнозировать одновременно с «новыми» мерами, на этот рост нацеленными) там и не пахнет. Наоборот, по всем позициям - сплошное замедление и ухудшение. Скажем, в этом году рост ВВП как планировался на уровне 1,3% , так и планируется. Зато в следующем - вместо прежнего прогноза роста в 2% фигурирует уже 1,7%.
Другой прогноз - по увеличению реальных доходов населения, которые еще в апрельской версии составляли 1% по итогам года, ныне скорректирован до символических 0,1% (пока-то доходы и вовсе в минусе). Зато бедных в стране станет больше: планировалось 12% от всего населения, теперь фигурирует цифра в 12,5%. А дополнительные полпроцента, это между прочим, еще 700 -800 тысяч нищих.
Разве что инфляция по новому прогнозу замедлится — с 4,3% до 3,8%. Но и здесь при ближайшем рассмотрении радоваться нечему, поскольку согласно пояснениям МЭР, к замедлению роста цен приведет падение платежеспособного спроса населения.
Словом, восемь мер от МЭР — явно не восемь чудес света, которые обеспечат стране экономическое процветание. Так ради чего затеяна вся эта история? Ведомство Максима Орешкина выполняет своего рода чиновничий «ритуальный танец». Раз оно называется «экономического развития» - вот вам перечень мер по этому самому развитию и отвяжитесь!
Ну а что ожидать в реальной жизни — читайте в макроэкономическом прогнозе, и еще спасибо скажите, если прописанные там сверхскромные показатели таки будут достигнуты. Как бы на деле все не оказалась гораздо хуже...
Читайте также: «Начнутся схватки человекоподобных зверей за кусок хлеба»