Несмотря на то что объем «серых» зарплат, которые получают россияне, сокращается (в 2014 году он доходил до 13,4% ВВП), сегодняшний показатель в 13,07 трлн рублей впечатляет. Ежегодные налоговые сборы (НДФЛ и выплаты во внебюджетные фонды) могли бы пополнять бюджет примерно на 8 трлн рублей. По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, зарплаты в конвертах получают 15 млн россиян. С учетом того, что в 2018 году в нашей стране было зарегистрировано порядка 76 млн граждан трудоспособного возраста, получается: почти 20% российских работников «сидят» на «серых» зарплатах.
По мнению ведущего эксперта Центра политических технологий Никиты Масленникова, данные Росстата адекватно отражают ситуацию на рынке. Ведомство использует традиционную методику подсчета окладов в конвертах, сравнивая легальные доходы граждан с их расходами и сбережениями. Незаконно полученными средствами считается разница между этими показателями.
Оценка российских «теневых» доходов Всемирным банком еще выше — его эксперты считают, что ежегодно в конвертах россияне получают почти 20 трлн рублей, а доля тех, чей доход выплачивается в «серой» зоне, составляет 30% от всего трудоспособного населения.
С одной стороны, «серые» доходы некоторых граждан могут быть достаточно значительными. «Часто слышишь историю, что у безработного украли сумку с несколькими миллионами рублей», — усмехается руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. С другой стороны, оклады большинства тех, с кем работодатели расплачиваются таким способом, зачастую не превышают 20 тыс. рублей. Причем денег у россиян становится все меньше. Во II квартале реальные доходы населения упали на 0,2%, следует из июльского отчета Минэкономразвития. По оценке того же Росстата, в нашей стране живет почти 21 млн нищих.
Главной преградой на пути ускорения процесса «отбеливания» окладов, по словам Масленникова, служит противоречивость ситуации, с которой сталкиваются чиновники и работодатели. Дополнительные доходы в объеме 8 трлн рублей — лакомый кусочек для бюджета. Вместе с тем главным стимулом, способным подтолкнуть работодателей к переходу на легальный расчет с персоналом, является снижение налогооблагаемой базы. Пойти на такой шаг правительство не решается, что приводит к крайне слабой динамике вывода зарплат из «тени». Более того, правительство склонно применять метод кнута, а не пряника: в Налоговый кодекс уже внесены поправки о штрафных санкциях для самозанятых.
Как считает Разуваев, рынок «серых» зарплат в России продолжит существовать и в будущем. «Оклады в конвертах спасли нашу страну после дефолта 1998 года. Государству необходимо идти навстречу населению в плане получения доходов. Можно, например, отменить фискальные сборы с дивидендов, так как они платятся с чистой прибыли компаний, то есть после уплаты налогов», — говорит эксперт.
На этом фоне возникает впечатление, что правительство устраивает ситуация на трудовом рынке. «Профицит бюджета легче обеспечить, усилив налоговый пресс в отношении нескольких десятков промышленных холдингов, а не создавая условия для вывода из «теневой» экономики миллионов граждан», — полагает Масленников.