Не наливать: эксперты оценили предложение запретить продажу крепкого алкоголя молодежи

Эксперты разошлись во мнениях, продавать ли водку гражданам младше 21 года

Минэкономразвития подвергло критике законопроект Минздрава о запрете продажи алкогольной продукции градусом выше 16,5% лицам, не достигшим возраста 21 года. В своем отзыве ведомство Максима Орешкина оценило, главным образом, финансовые аспекты инициативы — работа магазинов без специального программного обеспечения затруднится, а необходимая аппаратура требует серьезных инвестиций, на которое у розничных торговцев элементарно не хватит свободных средств. Как полагают эксперты, у предлагаемого законопроекта существуют как плюсы, так и минусы.

Эксперты разошлись во мнениях, продавать ли водку гражданам младше 21 года

Владимир ГУТЕНЕВ, первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству:

- Позиция Минздрава, который является одним из инициаторов этого законопроекта, наиболее всего отвечает интересам государства и населения. Именно в этот период, до 21 года, когда молодые люди еще растут и развиваются, определение предпочтений в части алкоголя в сторону крепких спиртосодержащих напитков несет гораздо большую потенциальную угрозу, чем псевдо выгоды бюджета, связанные с получением акцизов от реализации подобных товаров. В последнее время к большому сожалению делаются серьезные исключения для рекламы в средствах массовой информации и на спортивных сооружениях. Это связано с проведениями различных крупных спортивных мероприятий, таких как чемпионаты мира. Мы постоянно наблюдает рекламу безалкогольного пива на центральных каналах телевидения. Мне кажется, что в большей степени госслужащие, отвечающие за политику в этой сфере, должны ориентироваться не только на громкие заявления, но и на образ жизни, который нам рекомендует президент. Это спортивный досуг и здоровый образ жизни, а не «диванное» времяпрепровождение, сопровождающееся бокалом пива или других алкогольных напитков. Я уверен, что такой закон принесет гораздо большей пользы государству, нежели кратковременный экономический эффект от увеличения продаж спиртного.

- Тогда может быть запретить продажу россиянам, младше 21 года, всего спектра алкогольной продукции? Молодежь в основном налегает не на водку и коньяк, а именно на пиво и сомнительные коктейли, представленные на прилавках отечественных алкомаркетов в самом широком ассортименте?

- Полные запреты формируют повышенный интерес к ним. В самом деле, российская молодежь стала в меньшей степени увлекаться крепким алкоголем. Поэтому предлагаемая ограничительная мера не вызовет серьезных пререканий со стороны россиян из этой возрастной группы. Разъяснительная политика и альтернативный досуг должен заместить этот интерес. Кардинальные ограничения ни чему не приведут — во многих зарубежных экономически развитых странах, трепетно относящихся к молодежной политики, ограничивают продажу спиртных напитков возрастным цензом не только до 21 года, но и до 25 лет. Нужны компромиссы как по продаже горячительного, так и по размещению рекламы на спортивных комплексах, на телевизионных экранах, а также в других СМИ.

Наталья МИЛЬЧАКОВА, замруководителя ИАЦ «Альпари»:

- Предлагаемая чиновниками и законодателями мера принесет положительные плоды, на которые рассчитывают ее инициаторы?

- Инициатива чиновников выглядит глупой. Хорошо, что даже не все чиновники ее поддерживают. Пивной алкоголизм среди молодежи распространен намного больше, чем заболевания и иные отклонения, связанные с потреблением крепкого алкоголя. Кроме того, крепкий алкоголь, в отличие от пива, это не «молодежный» напиток. Его потребляют преимущественно люди в возрасте за 30 лет. При этом, постановка вопроса о том, что в армию молодых людей призывают с 18 лет и дают им в руки боевое оружие, а водку разрешают пить только с 21 года, на мой взгляд, абсолютно правомерна. Государство пытается все время ограничивать своего избирателя не в одном, так в другом. Другое дело, что ограничивая людей в чем-то одном, власти должны предложить населению взамен что-либо другое, хорошее. Но эта мысль всегда уходит на второй план. Государство постоянно напоминает, что народ, и прежде всего, молодежь должны своей стране, а само государство не несет перед населением никаких обязанностей. Не думаю, что после введения такого ограничения бюджет понесет существенные потери. Скорее всего, чтобы их не допустить, опять повысят акцизы, что может ускорить инфляцию потребительских цен, которая в середине этого года только-только начала снижаться. Потери в основном понесет розничная торговля и сами потребители. Причем, не только лица младше 21 года. Это будет связано и с затратами на оборудование кассовых аппаратов специальными программами для установления уровня крепости алкогольного напитка, и с переобучением персонала, и с оттоком части покупателей.\

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру