Счетная палата парадоксально посулила снижение бедности

Эксперты подозревают статистические ухищрения

По прогнозу Счетной палаты, уровень бедности в России по итогам II квартала снизится. Это достаточно смелое предположение, особенно на фоне итогов I квартала, в котором Росстат зафиксировал рост этого показателя почти до 21 млн человек (14,3% населения) против 18,4 млн (12,6%) на конец прошлого года.

Эксперты подозревают статистические ухищрения

В своем оптимистичном прогнозе Счетная палата не уточняет, до какого именно показателя может снизиться уровень бедности. Поэтому напомним общие целевые ориентиры. Правительство установило планку на текущий год — снизить долю бедных до 12%: это годичная «ступенька» к реализации майского указа президента Владимира Путина, в качестве одной из национальных целей определившего задачу снижения уровня бедности к 2024 году вдвое.

Как свидетельствуют данные Росстата, в I квартале движение пошло в противоположном направлении: бедных стало больше почти на три миллиона. Еще в мае Счетная палата в своем докладе выразила сомнение в достижимости годичного показателя: «С учетом того, что в 2018 году при условии применения значительных мер поддержки снижение уровня бедности составило только 0,3 п.п., сокращение в 2019 году на 2,4 п.п. представляется маловероятным».

Что же заставило Счетную палату изменить свою точку зрения? Аргумент ведомства единственный — замедлилось сокращение роста реальных доходов населения. Действительно, по данным Росстата, этот показатель после почти отвесного обвала в первом квартале — минус 2,5% — во втором продемонстрировал лишь вялое сползание — минус 0,2%.

Сокращение доходов не прекратилось, оно всего лишь снизило скорость. Эксперты этим торможением особо не обольщаются. «Второй квартал — это сезон отпусков. Выплаты работникам увеличились. Зафиксированное замедление снижения доходов — всего лишь сезонный фактор», — указывает доктор экономических наук Игорь Николаев.

«Это всего лишь статистические ухищрения, а не принципиальное улучшение. Смены многолетнего тренда не произошло, — соглашается научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг. — Как говорит один мой немецкий друг: «Не верь статистике, которую сам не сфальсифицировал». Если серьезно, то бедность у нас застойная, массовая».

К тому же, по оценкам специалистов, реальный уровень бедности в стране гораздо выше официального, ориентирующегося только на показатель прожиточного минимума (10,7 тыс. руб.). Исследования и опросы по принципу «на что вам хватает денег» открывают более драматичную картину. Так, данные исследования, проведенного в октябре 2018 года учеными РАНХиГС, свидетельствуют, что в зоне бедности находится 22% населения. В ходе опроса Фонда общественного мнения, проведенного в конце прошлого года, 39% респондентов отметили, что им хватает только на питание или не хватает даже на него. Да и сам Росстат в апреле поразил общественность результатами исследования финансового положения домохозяйств: три четверти населения (79,5%) с трудом сводят концы с концами. Более трети домохозяйств не имеют возможности покупать каждому члену семьи по две пары обуви к сезону. И это отнюдь не нищие по официальной шкале.

Эксперты считают, что самый эффективный и очевидный рецепт борьбы с бедностью — это рост экономики. Пока ее динамика близка к статистической погрешности: 0,5% в I квартале и 0,8% — во II квартале. Сомнительно, что такие темпы приведут к массовому снижению бедности.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28038 от 2 августа 2019

Заголовок в газете: В пользу бедных

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру