Проблема бедности в нашей стране остается одной из самых острых, и не случайно майским указом поставлена задача сократить ее уровень к 2024 году в 2 раза. Однако меры, которые предусмотрены для достижения этой цели, касаются поддержки лишь отдельных групп населения — ежемесячные выплаты в связи с рождением детей, содействие занятости женщин, воспитывающих детей, учет малообеспеченных семей и т.д.
Все это, безусловно, необходимо, но в целом проблему не решает. Вообще правительственные планы полны деталей, но им не хватает главного — комплексного подхода к росту экономики в целом, к определению механизмов, нужных для этого. Так, например, большое внимание уделяется «ускоренному» социально-экономическому развитию, «прежде всего сельских территорий, небольших городских поселений и моногородов». Конечно, и села, и поселки, и моногорода, без сомнения, нуждаются в поддержке, но, по-моему, тут большая проблема сведена к частностям: изменение уровня и качества жизни россиян невозможно без сильной экономики всей страны, всех регионов, так что и начинать нужно с этого — с больших планов и целей. Лишь общее в данном случае сможет вытянуть из кризиса частное, и никак иначе.
Именно рост экономики (в целом и в каждом регионе) обеспечит рабочие места и рост зарплат, с одной стороны, а с другой — даст бюджету налоговые ресурсы для реализации социальной политики в достаточном масштабе. А чтобы все это произошло, государство должно предпринять шаги по стимулированию экономики, и прежде всего содействовать созданию и развитию промышленных производств.
При этом поддерживать нужно те предприятия, на продукцию которых будет обеспечен спрос, причем в долгосрочной перспективе, и на отечественном, и на зарубежных рынках. В связи с этим необходим пересмотр внешней политики страны — с точки зрения переориентации на экономические интересы России. Правило простое: российские интересы там, где будут покупать российскую продукцию. Усилия российской дипломатии должны быть направлены именно в эту сторону.
Помимо содействия в установлении международных связей и поиске внешних рынков государство должно заниматься созданием условий, необходимых для деятельности предприятий, здесь следует задействовать весь арсенал налоговых мер и институтов развития.
С развитием предприятий будет увеличиваться число рабочих мест и расти оплата труда. Для борьбы с бедностью государство в принципе должно сделать упор на это направление. Необходимо побороть бедность работающего населения, которую вице-премьер Ольга Голодец еще два года назад назвала уникальным социальным явлением, и не только «бедность» в статистическом смысле, но и реальную бедность, когда работающие люди не могут позволить себе достойный уровень жизни.
По опросам исследовательского холдинга Ромир, каждая вторая семья готова прожить нормально при семейном бюджете в 60–120 тысяч рублей в месяц, каждая четвертая семья — при бюджете от 45 до 60 тысяч рублей. Считаю, что для начала нужно стремиться, по крайней мере, к достижению этого минимума.
Рост доходов населения — это и еще один фактор для стимулирования экономики, обеспечивающий спрос на отечественную продукцию на внутреннем рынке. Повышение уровня жизни народа — первоочередной залог создания внутреннего спроса.
Таким образом, если государство действительно хочет достичь целей, заданных майским указом и национальными проектами, то нужно действовать не точечными мерами, а комплексным воздействием на экономику. В идеале на федеральном уровне должен быть разработан план социально-экономического развития, содержащий три доминантные цели: развитие производств в приоритетных отраслях, увеличение консолидированного бюджета страны как минимум в два раза, рост реальных денежных доходов населения.
Услышав слово «план», не надо сразу вспоминать плановую, командную экономику — мол, знаем, проходили. Внедрение социально-экономического планирования возможно и, более того, целесообразно именно в условиях рыночной экономики — для создания управляемого рынка. Это не ущемление частных интересов, а их согласование с нуждами общества в целом. Собственно, в этом и заключается принцип эффективного государства: оно должно продвигать интересы всех слоев населения, быть «государством для всех», а не защищать отдельных представителей крупного бизнеса от собственного народа, как это происходит сегодня.
Между прочим, в рыночной экономике предприятия живут именно «по плану». Создание бизнес-планов диктуется самой природой экономической деятельности, без чего невозможно рациональное использование ресурсов и поддержание безубыточной работы бизнеса, не говоря уже про его развитие в конкурентной среде.
Федеральным законодательством уже предусмотрен механизм стратегического планирования. Если применять его не для галочки, как это в большинстве случаев делается сегодня, то он как раз и должен решать перечисленные выше задачи.
Примеры успешной реализации такого планирования есть в истории многих зарубежных стран. В первую очередь можно вспомнить бум китайской экономики, «экономическое чудо» Японии и «азиатских тигров». Элементы стратегического планирования развития экономики через государственную поддержку приоритетных отраслей применялись в Европе (скандинавских странах, Ирландии) и в других частях света (Латинской Америке, ЮАР).
Как показала практика, в отдельных регионах можно добиться частичной реализации модели управляемого рынка на основе механизма планирования развития. Так, в Иркутской области был принят Государственный план социально-экономического развития на 2019–2023 годы, выстроенный на базе триады целей — экономического роста, роста бюджета и роста уровня жизни населения. Разработка соответствующей стратегии ведется в настоящее время в Республике Хакасия. Однако на региональном уровне катастрофически не хватает возможностей для полноценного планирования развития — все основные рамки и правила игры определяются на федеральном уровне, регионам попросту не хватает полномочий.
И что еще важнее — в России крайне остро стоит проблема недостаточности бюджетов. Сейчас регионам хронически не хватает своих бюджетов для решения любых задач.
Поэтому усилия отдельных регионов — это, безусловно, правильная тенденция, но переломить ситуацию в России можно только на федеральном уровне. Здесь все ключи к тому, чтобы сделать рынок управляемым и работающим на благо развития страны — налоговая и тарифная, кредитно-денежная, промышленная, социальная и внешняя политика. Здесь задаются законодательные рамки и здесь концентрируются ресурсы, необходимые для вложений в развитие.
Все эти вопросы требуют скорейшего решения, и сделать это нужно путем усиления роли государства в экономике — государства планирующего, направляющего развитие. Учитывающего масштабы страны, дисбалансы в региональном развитии, динамику нарастания бедности. Надо понимать: если не перейти сейчас к управляемой рыночной экономике, то движения вперед у России не будет. Так что Госплан Российской Федерации — это не экзотика в стиле ретро, а едва ли не единственный способ вывести страну из кризиса и перейти от стагнации, от социального и экономического застоя к развитию.
Да, комплексное государственное планирование — это не только метод управления, но и возможность изменения социальных отношений, выхода на устойчивое политическое развитие. России в ближайшие десятилетия придется, если, конечно, мы хотим сохраниться и двигаться вперед, выйти из парадигмы, заложенной еще в 90-е годы, парадигмы глубокого социального расслоения, олигархического устройства общества. Нет, безусловно, никто не говорит про какие-либо экспроприации и потрясения. Однако социальная справедливость, полноценное развитие все слоев, включая бедное население и средний класс, жизненно необходимы стране. Государство как посредник между социальными группами, как координатор, модератор их сосуществования, гарант прав каждого должно сформировать такую экономическую и социальную модель, при которой указанные принципы могут быть достигнуты. Без стратегического подхода здесь явно не обойтись — ведь нужно сконцентрировать ресурсы, профинансировать приоритетные экономические и социальные проекты. Поэтому или план, или кризис экономики и государства. Пора сделать выбор.