В Московском университете имени С. Ю. Витте прошел симпозиум «Агентская схема НДС в отрасли заготовки и переработки макулатуры: оценка рисков и последствий введения», объединивший предпринимателей, представителей научного сообщества, общественников и экологов.
Агентский НДС сменил действовавшую в отрасли ранее систему «НДС Фокина»: депутат Госдумы Александр Фокин добился освобождения операций по реализации макулатуры от НДС на период с 2016 по 2018 год, что в итоге обеспечивало государственную казну дополнительными миллиардами рублей ежегодно.
Эффективная и выгодная для государства система налогообложения, по мнению участников симпозиума, была перечеркнута законом № 424-ФЗ, который с 1 января текущего года установила агентскую систему уплаты НДС в отрасли заготовки и переработки макулатуры.
Участники симпозиума считают, что нововведение ставит под угрозу реализацию принятой Генассамблеей ООН резолюции устойчивого развития до 2030 года, стратегического национального проекта «Развитие малого и среднего бизнеса», а также поручений главы государства в области выстраивания экономики замкнутого цикла.
Усложнение “упрощенки”
Модератор симпозиума, первый заместитель гендиректора Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Денис Кондратьев полагает, что введение агентской системы налогообложения в отрасль может зарубить на корню основы нацпроекта «Развитие малого и среднего бизнеса».
«Мы должны были развивать малый и средний бизнес, это фундамент прорыва, о котором говорил Владимир Путин. Но что мы видим на самом деле? Предприятия-заготовители макулатуры, которые работают сегодня по упрощенной системе без НДС, собирают основной объем материала для переработки: в стране действуют более восьмисот приемно-заготовительных предприятий, и только одно из них обладает формальными признаками крупного бизнеса. Агентская система НДС принудительно вводит малые предприятия обратно в общую систему налогообложения: они выкупают макулатуру у лиц, применяющих ОСНО — и становятся налоговыми агентами, для которых оказывается предпочтительнее работать в той же системе, чтобы избежать потерь. Создается разнонаправленное движение: даровали возможность предпринимателям работать без НДС — а теперь заставляют тех, кто, вроде как, на „упрощенке“, все равно работать с этим налогом», — подчеркнул эксперт.
По словам Кондратьева, индивидуальные предприниматели попросту не умеют работать с НДС — и это не удивительно: «Это самый сложный налог, в России по нему максимальное количество налоговых споров», — считает эксперт.
Корень проблемы
По непонятной причине в Минфине и Госдуме возобладало мнение, что если распределить обязанности начислять и платить налог между всеми участниками цепочки поставок макулатуры, от заготовителей через оптовых продавцов и до переработчиков, то денег в бюджет поступит больше, чем при использовании НДС Фокина. Однако анализ различных схем начисления и уплаты НДС, проведенный ведущими научными и образовательными учреждениями страны, показал, что сумма поступлений в бюджет зависит только от объема реализации конечной продукции, при этом, "НДС Фокина" намного проще и эффективнее в администрировании и контроле.
Закон 424-ФЗ, который отменил “НДС Фокина” и ввел агентскую схему, по мнению участников симпозиума, был принят без необходимого финансово-экономического обоснования. По неофициальным данным, прорабатывался вариант, связанный с выпадающими доходами бюджета. На это же обстоятельство указывал первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Глеб Хор в своем ответе на антикоррупционное заключение по закону 424-ФЗ.
Несмотря на то, что в первый же год действия “НДС Фокина” зафиксирован более чем двукратный рост поступлений НДС из отрасли заготовки и переработки макулатуры, сторонники законопроекта продолжали искать причины выпадающих доходов – и, в конце концов, нашли. Якобы на каком-то этапе движения макулатуры от источника образования до переработчика появляется некий полуфабрикат – уже не макулатура, но еще и не готовое изделие не тарный картон, не облицовочный картон, не санитарно-гигиенические изделия, не упаковка из бумажного волокна и т. д. — облагаемый НДС. И, соответственно, у недобросовестных продавцов появляется возможность уклонения от уплаты налогов и иных неправомерных действий.
Впоследствии выяснилось, что в роли этого полуфабриката выступает сортированная и кипованная макулатура. То самое сырье, соответствующее ГОСТ 10700-97, которое заготовители продают переработчикам и которое, по закону 174 ФЗ, было освобождено от НДС.
Если материал освобожден от обложения НДС – откуда могут взяться возможности уклонения от налога? И сколько раз нужно перепродать освобожденный от обложения НДС материал, чтобы НДС на него возник? Ответы, на наш взгляд, совершенно очевидны. Но если приходится их искать, значит, кто-то или намеренно, или, будучи в заблуждении дезинформировал Минфин и комитет Госдумы по бюджету и налогам.
Неустойчивое развитие
В конце 2016 года президент России Владимир Путин в ходе заседания Госсовета, объявил о том, что страна готовится к переходу к модели экологически устойчивого развития.
Годом ранее Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Документ являет собой подробную дорожную карту для тех цивилизованных стран, которые готовы действовать в партнерстве, чтобы «избавить человечество от тирании нищеты и нужды» и «исцелить и обезопасить планету».
Александр Долгушин утверждает, что достижению минимум шести целей из семнадцати, установленных этой резолюцией, препятствует агентская система НДС на макулатуру: «Введение агентского НДС в отрасль заготовки и переработки макулатуры приведет ровно к противоположным результатам», — подчеркнул эксперт в ходе симпозиума, приведя несколько красноречивых примеров.
Цель 8, указанная в резолюции по устойчивому развитию, заключается в «содействии поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех».
Агентский НДС, по мнению Долгушина, противоречит сразу двум задачам к этой цели: «поощрять официальное признание и развитие микро-, малых и средних предприятий» и «постепенно повышать глобальную эффективность использования ресурсов в системах потребления и производства». «Как мы можем этого добиться, если поддерживаем вывоз макулатуры на полигон?», — спрашивает эксперт.
Цель 9 преследует «создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям». Также, по мнению эксперта, может стать невыполнимой для России задача из этой цели — «расширить доступ мелких промышленных и прочих предприятий, особенно в развивающихся странах, к финансовым услугам, в том числе к недорогим кредитам, и усилить их интеграцию в производственно-сбытовые цепочки и рынки». Эксперт напомнил о стократном усложнении администрирования агентского НДС.
Итогом симпозиума, посвященного контрпродуктивной новации в области налогообложения, стала резолюция, утвержденная участниками мероприятия. В этом документе участники симпозиума обращают внимание федеральных и региональных органов власти на отсутствие анализа результатов действия № 174-ФЗ («НДС Фокина»), а также на отсутствие обоснований и анализа последствий введения агентского НДС на реализацию макулатуры. Главным предложением участников симпозиума является возврат к доказавшей свою эффективность системе «НДС Фокина» на операции, связанные с реализацией макулатуры.