Представители нефтяных компаний не зря обивали кабинеты чиновников и писали письма президенту, жалуясь на свою тяжелую судьбу. Кабмин уступил их просьбам и с 1 июля решил не продлевать соглашение, позволявшее поднимать цены на бензин и дизельное топливо не выше, чем на процент инфляции.
На совещании у Дмитрия Медведева Дмитрий Козак похвалил бизнесменов за сознательность. За последние полгода бензин в среднем по стране, по его словам, подорожал только на 2,3%, дизель - на 0,5%. На Дальнем Востоке за счёт логистических издержек рост цен был более значительным - на 2,9% и 2,5% соответственно. "Но тоже укладывается в договоренности", - заверил Козак.
При этом он забыл напомнить, что нефтяники в накладе не останутся и за свою так называемую "сознательность" получат приличные компенсации из бюджета. Фактически на них уйдут все поступления от повышения НДС на 2%, т.е. 630 млрд руб.
Когда этот вопрос бурно обсуждался на Петербургском экономическом форуме, глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров пытался намекнуть, что это, мол, не совсем справедливо. Деньги взяли со всего населения, а вернули нескольким нефтяным компаниям. Могли бы пустить на социальные выплаты или хотя бы на нацпроекты. Однако первый вице-премьер Силуанов ответствовал, что так договаривались и спорить тут не о чем.
Теперь, по словам Козака, "ручное регулирование" заменит экономический механизм так называемого "обратного акциза с демпфирующей компонентой". Это отечественное ноу-хау, не имеющее аналогов в мире. Никакой практики его применения не существует. Более того - не принят даже законопроект, регулирующий механизм обратного акциза. Правительство планирует внести его в Госдуму в конце недели и использовать задним числом с 1 июля. Эксперты от нововведений правительства немного в шоке, поскольку не понятно, зачем бесконечно усложнять налоговую систему, в которой и так трудно разобраться. Однако Козак уверяет, что все будет в полном порядке. "Если кто-то думает, что правительство с 1 июля отказывается от сдерживания цен на моторное топливо, это не так. Вместо соглашения будет работать механизм обратного акциза", - заявил чиновник. (От себя добавим, что новый механизм также предполагает компенсации нефтяникам - куда ж без этого).
"Обратный акциз, демпфер, цена отсечения... Никто не понимает, что это такое", - честно признался Дмитрий Медведев, отметив, что людям важны цены на бензоколонке. "Конечно, экономический механизм регуляции - это хорошо. Мы рассчитываем, что эти сдерживающие факторы будут действовать. Но если кто-то заиграется и посчитает, что теперь в отсутствие соглашения, можно проводить какую-то самостоятельную политику на топливном рынке, он за это поплатится!" - предупредил премьер. В этом случае правительству, по его словам, придется вернуться к непопулярным для игроков мерам - в частности, ввести экспортные пошлины.
Впрочем, нефтяники на эти угрозы уже не обратили ровным счётом никакого внимания. По данным московской топливной ассоциации, которая мониторит цены АЗС крупнейших нефтяных компаний, с 1 июля стоимость бензина и дизельного топлива выросла на 8-10 копеек. И это только начало. Эксперты предсказывают, что к осени бензин может подорожать на 10%. А отдельные пессимисты всерьез рассуждают о 90-120 руб за литр к концу 2019 года.
Читайте также: "Медведев пригрозил "заигравшимся" с ценами на бензин нефтяникам"