В январе началась либерализация рынка ОСАГО. Самое заметное изменение — расширение тарифного коридора на 20% в обе стороны. «Нововведения оказали позитивное влияние. Негативные ожидания общественности, связанные с повышением стоимости полиса, не оправдались. РСА и ЦБ констатируют снижение средней премии по ОСАГО — за пять месяцев 2019 года средняя стоимость полиса для физических лиц упала на 4,1%», — сообщил директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.
Кроме этого появилась новая шкала коэффициентов с учетом индивидуальных особенностей водителей. «Теперь коэффициент бонус-малус, отражающий опыт водителя и рейтинг аварийности, определен по состоянию на 1 апреля 2019 года, и его значение не изменится до 31 марта следующего года. В случае перерыва в вождении КБМ останется прежним», — отметил директор по развитию бизнеса ОСАГО и «зеленой карты» «Зетта-страхования» Виктор Плетников.
Серьезные изменения коснулись также коэффициента возраст–стаж. Теперь применяется 58 значений. «Водители возраста от 35 лет и со стажем более шести лет будут платить за полис ОСАГО как минимум на 4% меньше, чем раньше. А вот для водителей младше 25 лет, напротив, цена полиса возрастет примерно на 7%. Дороже всех за ОСАГО заплатят водители от 18 лет с «нулевым» стажем — для них установлен самый высокий повышающий коэффициент 1,87», — подчеркнул Виктор Плетников.
Не стоит забывать о действии коэффициентов территории и мощности ТС, которые могут повысить цену страховки для клиента, даже если у него идеальная история страхования. «Но реформа продолжается, вышеуказанные коэффициенты планируется исключить из системы осенью 2019 года. Мы рассчитываем, что в дальнейшем клиенты смогут получать более справедливую стоимость ОСАГО», — уверен Виталий Княгиничев.
Помимо либерализации на рынке ОСАГО ожидаются и другие изменения. Речь идет о создании института финансового омбудсмена, который будет заниматься досудебным урегулированием споров между страховщиками и страхователями. «Нововведение значительно снизит количество судебных споров, они будут решаться гораздо быстрее в досудебном порядке. Обращение к финансовому омбудсмену для клиента бесплатное, возможно и в электронном виде и не требует юридической подготовки. При этом решение омбудсмена будет обязательным для исполнения страховщиков», — рассказал управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств компании «Ренессанс-страхование» Сергей Демидов. Предполагается, что новый институт ограничит активность мошенников. Ведь выплаты страховщиков по суду нередко не доходят до потребителя, а оседают в карманах «посредников» и недобросовестных автоюристов.
Еще одно нововведение по ОСАГО произошло с 1 июня. «Расширен круг лиц, которые имеют право на получение компенсационных выплат в случае ДТП. Так, например, по договору ОСАГО выплаты теперь сможет получить наследник или представитель потерпевшего. В целом после введения всех инноваций система автострахования должна стать более справедливой и удобной для автомобилистов», — уверен первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Еще одно ожидаемое нововведение — увеличение лимита по европротоколу. С 1 октября 2019 года лимит по европротоколу будет увеличен до 400 тыс. руб. Также закреплена возможность оформить европротокол даже при наличии разногласий у участников происшествия относительно виновника ДТП и объема повреждений. Главное, соблюсти два условия: ДТП обязательно должно быть зафиксировано с помощью специальных приложений и программного обеспечения и объем страхового возмещения в таких случаях будет ограничиваться 100 тыс. руб.
Несмотря на масштабные нововведения, для клиента принципиальных изменений не произошло. Средняя цена полиса, как уже отмечалось выше, снизилась, а доступность повышается за счет конкуренции среди страховых компаний. При выборе страховщика лучше обращаться в проверенные компании с высокими показателями финустойчивости.
Благодаря расширению тарифного коридора на 20% страховщики получили некое пространство для маневра. Поэтому перед покупкой полиса обязательно сравните цены у разных компаний. Помимо этого обратите внимание на уровень развития инфраструктуры у страховщика: наличие авторизованных СТОА для ремонта и доступность офисов урегулирования для подачи заявления.