Выступая на днях с отчетом о работе, губернатор Иркутской области Сергей Левченко сформулировал одну из ключевых задач, поставленных перед правительством региона, - это решение социальных проблем за счет развития и роста экономики и внедрения новых принципов управления. Подробнее эти принципы реализованы в «Государственном плане социально-экономического развития Иркутской области на 2019-2023 гг.», разработанном под руководством Николая Миронова, руководителя Центра экономических и политических реформ, ответственного секретаря госплана Иркутской области, автора концепции документа.
По мнению Миронова, за минувшие три года в области сформирован прочный базис для ускорения социально-экономического развития региона и повышения благосостояния населения. Необходимо эффективно спланировать и скоординировать работу органов государственной власти, местного самоуправления, бизнес-сообществ, рационально и с максимальной отдачей использовать все ресурсы для выхода на полноценную «экономику развития». При этом определяющей должна стать активная роль органов власти.
Как отмечают, авторы Госплана, «2016-2018 годы показали, что именно за счет активного, гибкого, целесообразного участия государства в экономике были получены высокие показатели развития. В Иркутской области созданы условия для реализации перспективной и в Приангарье, и в других регионах страны, и на уровне Российской Федерации модели «управляемого рынка», «государства развития» - взвешенной модели, учитывающей как принцип свободы частной инициативы, так и необходимость сочетания этой свободы с нуждами всего общества, государства в целом».
Именно государство должно выступить «локомотивом развития» определяя среднесрочные и долгосрочные приоритеты. Не ориентируясь на сиюминутные интересы, заключенные лишь в извлечении прибыли при минимуме вложений, иркутские областные власти сами начинают новую индустриализацию региона. Содействуя развитию существующих и созданию новых производств, они планируют в течение ближайших пяти лет привлечение одного триллиона рублей инвестиций в развитие 100 предприятий. В итоге область должна получить экономический, в том числе налоговый, эффект, который может быть реализован в мерах социальной политики, прежде всего, в повышении уровня и качества жизни людей.
Госплан предусматривает, что только эти 100 предприятий дадут области 16 тыс. новых рабочих мест, рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в регионе с 44,2 до 58,1 тыс. рублей, и 232 млрд руб. налоговых поступлений в областной бюджет.
При этом, как отмечается, для достижения целей планируется привлечение как бюджетных, так и частных, а также заемных средств. Кроме того, Госплан допускает возможность создания предприятий с государственным участием в тех отраслях, где регион заинтересован в производстве товаров и услуг, в отношении которых существует неудовлетворенный спрос или отсутствует достаточная конкуренция. Таким образом, концепция управляемого рынка, заложенная в пятилетний план, предусматривает и развитие конкуренции, и снижение цен, что очевидно является большим общественным благом, чем прибыль предприятий монополистов.
Подобная экономика развития становится возможной благодаря «бюджету развития», в структуре которого увеличивается доля расходов на инвестиции в будущее (в рамках промышленной, аграрной, инфраструктурной, демографической политики, политики по развитию человеческого капитала), а получаемая отдача используется для новых вложений и для постоянного повышения жизненного стандарта населения. Поэтому пятилетка индустриализации должна дать толчок не только, скажем лесопромышленному комплексу, традиционно значимому в регионе, или таким перспективным отраслям, как добыча углеводородного сырья или золота, но и подъему регионального сельского хозяйства, и сфере строительства. В частности планируется, что к 2024 году в области ежегодно будет вводиться 1400 тыс. кв.м. жилья. Всего за пять лет должно быть построено 7,5 млн кв. м. жилья, а также построено и реконструировано 660 социальных объектов.
Также госплан предусматривает рост доходов населения за счет дифференциации заработной платы работников бюджетной сферы и стимулирования роста заработных плат в отраслях реального сектора экономики Иркутской области, развитие мер адресной социальной поддержки слабозащищенных слоев населения. К таким, в частности, относится создание торговой сети с государственным участием под брендом «Продукты Приангарья», в рамках которой будет поддерживаться уровень цен на основные потребительские товары в целом на 10% ниже, чем в среднем по розничной торговле.
Стоит подчеркнуть, что социальный блок является приоритетной составляющей госплана, комплексно рассматривающего планирование всех социально-экономических процессов в Иркутской области на ближайшие пять лет и увязывающего инвестиции в экономику развития с вопросами социальной политики. Государство для того и должно выступить локомотивом этих процессов, чтобы меры по развитию промышленного производства и поддержке малого бизнеса в результате привели к росту уровня жизни населения и расходов на социальную сферу. При этом подчеркивается, что социальная поддержка населения стимулирует потребительский спрос, а рост уровня жизни – это рост покупательской способности жителей области, что в свою очередь становится стимулом к развитию производства товаров и услуг.