За раздельный сбор мусора россиян будут премировать

Сейчас потребители выполняют работу за регионального оператора бесплатно

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос обязательного приема ритейлерами пластиковых и стеклянных бутылок у населения. Профильные министерства уже взяли под козырек. Но захотят ли сами люди заморочиться вопросом раздельного сбора посуды? Если у российского поколения миллениалов еще есть шанс привить себе бытовую культуру — на общемировой волне «за защиту экологии», «за ЗОЖ», «за органику», — то постсоветских людей надо стимулировать. Первое время граждан придется поощрять рублем за каждую бутылку, отнесенную в пункт приема стеклотары. В Госдуме озвучили и другой вариант мотивации: «сдай пустую тару — получи новую с пивом».

Сейчас потребители выполняют работу за регионального оператора бесплатно

«Давайте вспомним хорошо забытый советский опыт, когда практически при каждом магазине был пункт приема стеклотары. Приходил человек, сдал четыре пустые бутылки — получил бутылку молока или бутылку лимонада, пива, если взрослый, — отметил в ходе круглого стола «Как стимулировать граждан сдавать вторсырье» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов. — Надо запустить вот этот бытовой механизм».

Глава думского Комитета по экологии Владимир Бурматов убежден, что население необходимо поощрять рублем за раздельный сбор мусора на постоянной основе. Семья, отделяя одну фракцию отходов от другой — пластик отдельно, стекло отдельно, — выполняет работу регионального оператора по вывозу и утилизации мусора, за которую население платит деньги. Однако за это никакого вычета из тарифа не происходит. Тогда возникает вопрос: зачем населению такая забота? «Если вы раздельно собрали мусор, то он из разряда отходов переходит в сырье, которое можно использовать вторично. Региональный оператор, сдав его на переработку, получит за это деньги. Получается, что работу за него сделали потребители, он сэкономил свои ресурсы, не нанимая для этого дополнительную рабочую силу, и в конечном счете получил прибыль», — рассказал собеседник «МК».

Между тем только в пяти регионах России существует необходимая инфраструктура по переработке и утилизации мусора. Еще в полутора десятках создание мощностей предусмотрено планами в территориальных схемах. Остальные же не занимаются этим вопросом.

«Необходимая мера — обеспечить механизм возврата средств гражданам. Первое, что может сделать правительство, — реализовать инициативу, условно говоря, по домам: отследить, кто и как собирает мусор по квартирам, пока невозможно», — поясняет Бурматов.

Что имеет в виду законодатель? Предположим, специальная площадка с контейнерами для разных фракций мусора рассчитана на два многоквартирных дома. Соответственно, у их жильцов должны вычесть из тарифа часть суммы за работу, которую они сделали за регионального оператора. Депутат Бурматов считает, что в будущем объем возвращаемых средств должен зависеть от числа отдельно собранных фракций мусора.

Но данный подход имеет серьезный недостаток. Если принцип возврата средств «по домам» будет поддержан, вернуть часть уплаченных средств смогут как те потребители, которые самостоятельно занимались сортировкой отходов, так и те, кто этим не занимался. Что вряд ли справедливо.

Между тем правительство уже приняло предложения комитета Госдумы. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минприроды, Минфину и Минэкономразвития совместно с региональными властями проработать вопрос возврата средств на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами гражданам, осуществляющим их раздельное накопление. Доложить результаты правительству надлежит до 1 июля 2019 года.

Своя мотивация к приему стеклотары может быть и у бизнеса. Каждая бутылка имеет некую залоговую стоимость. Крупной компании, продукция которой разлита в бутылки оригинальной формы, будет самой выгодно запустить потребителя в эдакий посудный круговорот, чтобы «подсадить» его на свой товар. Раз за его потребление можно вернуть часть затрат, затем потреблять напитки других фирм? «Прием стеклотары должен поощряться со стороны бизнеса льготным приобретением другой продукции в стеклянной таре, — считает аналитик «Эксперт Плюс» Кирилл Стариков. — Это станет мотивацией для повторного обращения за конкретной продукцией и увеличит потребительскую активность».

По мнению эксперта, также оплату за тару можно возвращать в виде бонусов на будущую покупку или скидок.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28008 от 28 июня 2019

Заголовок в газете: Пол-литра за пустую бутылку

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру