Минтранс должен утвердить методику с порядком расчета убытков перевозчиков вследствие отмены рейсов, на которые уже проданы билеты. После утверждения будет подготовлен пакет документов, обосновывающий объемы компенсаций из российского бюджета для отечественных перевозчиков, об этом сообщается на сайте ведомства. Двум грузинским авиакомпаниям полеты тоже запретили, но им компенсировать потери, само собой, российская сторона не будет.
В распоряжении «МК» оказались оценки убытков авиакомпаний, которыми, по нашей информации, оперирует Минтранс. Однако в оценках фигурируют данные от частных компаний. По состоянию на 25 июня больше всего из перевозчиков на грузинском направлении возврат билетов ударит по «Уральским авиалиниям», на которую приходился основной пассажиропоток. Сумма убытков оценивается в 1,15 млрд рублей. В два раза меньшую, но все же существенную сумму потеряет авиакомпания «S7 – Сибирь» — 650 млн рублей. Без малого 58 млн рублей должна будет вернуть пассажирам «Ред Вингс». Меньше всего пострадают «Нордавиа» и «Северсталь», которые выполняли неежедневные рейсы в Грузию: они потеряют 34 млн и 320 тысяч.
Сейчас у «Уральских авиалиний» остается около 30 тыс. выкупленных билетов из пунктов Грузии в пункты России после 8 июля. Впрочем, как ранее сообщали в Ростуризме, после этой даты пассажиров все равно будут перевозить, правда, не из Грузии, а из аэропортов соседних стран.
Сейчас все авиакомпании прекратили продажу билетов после 8 июля и информируют пассажиров о порядке возврата. К примеру, «Сибирь» разрешила возврат «невозвратных» билетов без удержания штрафов на рейсы начиная с 22 июня. При этом перевозчик предлагает перебронирование рейсов в Батуми и Тбилиси без взимания дополнительной платы на рейсы по маршрутам в Ереван, Владикавказ и Сочи. В свою очередь, «Ред Вингс» предлагает изменить маршрут в Батуми или Кутаиси на Ереван или Махачкалу. Лоукостер «Победа» все билеты после 8 июля аннулирует и вернет за них деньги автоматически. Авиакомпания летала в Грузию из Екатеринбурга, Перми, Казани и Ростова-на-Дону.
Между тем эксперты уже прочат российским авиакомпаниям большие финансовые проблемы из-за прекращения сообщения с Грузией. «Перевозчики окажутся в затруднительном положении или даже в предбанкротном состоянии. У тех компаний, которые работают в «чистый ноль» по прибыли, шансы на банкротство будут существенно выше, тем более пока непонятно, в каком объеме государство будет компенсировать им потери», — отмечает руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов.
Чтобы понять масштаб проблем, мы проанализировали отчетность авиакомпании «Уральские авиалинии» — лидера по финансовым потерям из-за «запрета на Грузию». Выручка перевозчика в 2018 году составила 81 млрд 295 млн рублей, а чистая прибыль — 385 924 млн рублей. «Финансовая ситуация перевозчика усугубляется еще и тем, что компания тяжело пережила рост мировых цен на керосин. Любые потери авиакомпании перекладывают на пассажиров: повышают стоимость билетов, урезают порции бортового питания... Вся российская авиаотрасль находится на грани из-за нерентабельности почти половины рейсов, совокупный убыток авиакомпаний за первый квартал 2019-го составил 45,3 млрд рублей, — добавляет эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. — Запрет на перелеты в Грузию произошел сугубо по политическим мотивам, и теперь государство поплатится за это частью нашего профицитного бюджета».